Искусство Алтая (2-я половина XX века - XXI век)

В алтайской живописи второй половины ХХ – начала ХХI веков сохраняются традиции, заложенные первыми художниками Алтая. Ведущим жанром остаётся пейзаж, а главной темой творчества – алтайская природа. Основные представители алтайской живописной школы: классики алтайского искусства Г.Ф. Борунов, М.Я. Будкеев, М.Д. Ковешникова, Н.П. Иванов, Ф.С. Торхов, В.А. Зотеев и др., и художники последующих поколений: Б.Ф. Терещенко, А.В. Арестов и т.д.

Прохоров Сергей Анатольевич (род. 1956)
Автопортрет. 2000 г.
Холст, масло. 50,0х70,0.

Широв Пиргелди Довлетович (род. 1966)
А. Родионов. 2003 г.
Холст, дерево, масло. И: 87х50,5. Р: 130х70,5.

Будкеев Михаил Яковлевич (род. 1922)
У горы Синюхи. 1970 г.
Картон, масло. 100х120.

Зотеев Виктор Александрович (1924-2008)
Кедр. 1995-1996 гг.
Холст, масло. 135х150.

Коллекция графических произведений алтайских художников формируется с первых лет существования музея. Сегодня в собрании представлены произведения разных поколений алтайских графиков от 1950-х годов до наших дней. Главным жанром современной алтайской станковой графики, как и в живописи, является пейзаж. Его лирическое воплощение достигается при помощи разнообразных графических техник: акварели (А.А. Югаткин), линогравюры (А.Г. Вагин), офорта (Ю.Б. Кабанов, В.П. Туманов). Большое развитие в станковой и книжной графике получила тема жизни и творчества В.М. Шукшина, в русле которой яркие образы созданы А.К. Дерявским, В.А. Раменским, А.Н. Потаповым.

Зайков Николай Сергеевич (род. 1978)
Я, Матвей-1. 2014 г.
Картон, темпера, акрил. И: 100х75; П: 110х85.

Кабанов Юрий Борисович (род. 1938)
Обложка к книге «Диковинка». 1970 г. 
Бумага, гуашь. Изображение: 34х41,5. Паспарту: 53х61.

Зайков Николай Сергеевич (род. 1978)
Пространства художника. Диптих. 2010 г.
Бумага, карандаш, акрил. Левая часть И: 89,5 х 94; Л: 99,5 х 99,6. Правая часть И: 89,5 х 94; Л: 99,7 х 99,7.

Зайков Николай Сергеевич (род. 1978)
Потрясающий пейзаж. Триптих. 2012-2013  г.
Картон, темпера синтетическая.
Центральная часть. И: 100х100; П: 109,5х109,5. Левая часть И: 99,5х75; П: 109,5х84,7. Правая часть И: 99,5х75; П: 109,5х84,7.

В скульптуре на протяжении долгого времени доминирующим жанром остаётся портрет. Ведущими представителями этого жанра являются П.Л. Миронов, М.А. Кульгачёв, В.Ф. Рублёв и Л.В. Рублёва. Следует отметить бытовой (В.Г. Сидоренко) и анималистический (Ю.Г. Мингулов) жанры. Скульптура выполнена в различных материалах: дерево, природный и искусственный камень, металл. В последнее время пользуются популярностью малые архитектурные формы и скульптура для оформления городского ландшафта (Э.В. Добровольский).

Рублева Людмила Викторовна (род. 1937)
Данилка. 1975 г.
Жесть, медь, шамот. 57х49х37,5.

Кульгачев Михаил Алексеевич (род. 1947)
Алтайская мадонна. 1985 г.
Песчаник, гранит. 51х19х14.

Басаргин Кузьма Исаакович (1937-2002)
Алтайская легенда.
Дерево, резьба. 60,5х57х42,5.

Добровольский Эдуард Владимирович  (род. 1965)
Идея.
Металл, сварка, полимерное покрытие. 106х65х60.

Собрание декоративно-прикладного искусства представлено произведениями ряда ярких мастеров родом с Алтая. Особенно выделяются работы из художественного стекла В.С. Муратова, декоративные эмали В.С. Муратова и Ю.Н. Капустина и изделия из керамики В.Н. Гориславцева,  Ю.Н. Капустина и Е.Е. Скурихина.

Муратов Владимир Сергеевич (1929-2005)
«Нижегородский лев». 1999 г.
Цветной хрусталь, дутьё ручное, гутная техника, налепы. 20,5х30,5х15,5.

Муратов Владимир Сергеевич (1929-2005)
«Утро. Синий петух». 1995 г.
Стекло цветное, дутьё ручное, гутная техника, налепы. 43,5х26,5х32.

Муратов Владимир Сергеевич (1929-2005)
«Яблоко». 1994 г.
Бесцветный хрусталь, цветной хрусталь, гутная техника, пескоструйная обработка, гранение. 22х14,5х14,5. Подставка: В-5. Д-11,8.

Муратов Владимир Сергеевич (1929-2005)
«Болид». 1990 г.
Цветной хрусталь, гутная техника. 55,5х25х16.

Коллекция фотоискусства Государственного художественного музея начала формироваться в конце 1970-х годов и насчитывает около 500 единиц хранения. Первыми экспонатами данной коллекции стали тематические подборки фотографий Сергея Ивановича Пирогова (1922-2001), известного не только в Барнауле, но и за пределами Алтайского края фотохудожника, бывшего с 1975 по 2001 год - штатным фотографом музея. Основными поступлениями данного раздела собрания музея являются экспонаты, переданные музею авторами по окончании выставок мастеров фотографии, а также музейные проекты ("Мой мир", "Не меньше трех рецептов красоты", "Экология: музейный взгляд", "Живем в семье единой и др.). Коллекция фотоискусства является разделом Фонда передвижных выставок.

Пирогов Сергей Иванович (1922-2001)
Деревянные кружева.
Фотография. 60х40.
Ермолаева Ольга (г. Барнаул)
Семья Лукаш Дмитрия и Олеси. 2013 г.
Фотография. 60х40.
Зырянова Наталья Николаевна (г. Усть-Каменогорск, Казахстан)
Крик о помощи. 2012 г.
Фотография. 60х40.
Макей Олег (г. Голвей, Ирландия)
Кот на стене. 2010 г.
Фотография. 60х40.