Православное искусство

Собрание икон музея насчитывает около 300 экспонатов XVI – начала XX веков. Оно представлено каноническими памятниками центральных школ иконописи XVI-XVIII веков (Москва, Новгород, Ярославль), а также уникальными местными памятниками конца XIX – начала XX веков (Сузунский иконописный промысел и творчество алтайского старообрядческого иконописца В.Ф. Балыкина).

Неизвестный иконописец.
Василий Великий. Конец ХVII века.
Дерево, левкас, темпера. 83,4х38,5х2,7.

Неизвестный иконописец. Ярославские письма.
«Пророк Илья» (пророческий чин). XVIII век.
Дерево липа, желтковая темпера. 141,0х50,5х2,7. 

Балыкин Викула Федорович (1860 – после 1932)
Спас Вседержитель. Начало ХХ в.
Дерево (сосна), левкас, темпера. 32,3х24,4х1,8.

Неизвестный иконописец. Ярославские письма.
«Святой апостол Иоанн» (из апостольского чина).
2-я половина XVIII века.
Яичная темпера, липа. 159х72х3.

Собрание русского художественного медного литья в музее насчитывает около 250-ти экспонатов. Основную часть коллекции составляет мелкая классика: меднолитые кресты, иконы, складни. Они отличаются разнообразием иконографии и декорации, качеством литья. Простота техники медного литья, ее широкая доступность, тиражность, прочность, небольшие размеры, красота и относительная дешевизна сделали изделия такого рода популярными и почитаемыми в народной среде.

Неизвестный автор.
Икона «Богоматерь Одигитрия».
Медь, литье, гравировка. 15,2х12,6.

Неизвестный автор.
Складень четырёхстворчатый «Праздники».
Медь, литьё, цветная эмаль. 17,8х40,2х0,8.

Неизвестный автор.
Икона «Богоматерь Всех скорбящих радость».
Медь, литьё, эмаль. 13,7х11,6.

Неизвестный автор.
Икона «Богоматерь Знамение».
Медь, литьё. 5,8х5,2.

Собрание редких книг насчитывает 29 экспонатов. Это рукописные и старопечатные книги, среди которых уникальные книжные памятники XVI – начала XX веков: рукописная певческая книга; старопечатные книги: Благовестное Евангелие 1600 года (переиздание Евангелия П.Т. Мстиславца. 1575 г.), «Жития святых митрополита Дмитрия Ростовского (сентябрь, октябрь, ноябрь)» 1852 г., «Часовник» 1876 г., «Октай и Стихиры евангельские» (на крюковых нотах) 1913 г. – певческая книга, текст которой сопровождается специальными знаками музыкального письма – «знаменами» или «крюками».

Типография братьев Козьмы и Лукаша Мамоничей, г. Вильна
Благовестное Евангелие. 1600 г.
(переиздание Евангелия П.Т. Мстиславца. 1575 г.) 402 листа.
Кожа, бумага, дерево, типографская печать. 29,4х18,8х7,5
Евангелист Матфей.
Фронтисписная гравюра

Типография братьев Козьмы и Лукаша Мамоничей, г. Вильна
Благовестное Евангелие. 1600 г.
(переиздание Евангелия П.Т. Мстиславца. 1575 г.) 402 листа.
Кожа, бумага, дерево, типографская печать. 29,4х18,8х7,5
Евангелист Марк.
Фронтисписная гравюра

Типография братьев Козьмы и Лукаша Мамоничей, г. Вильна
Благовестное Евангелие. 1600 г.
(переиздание Евангелия П.Т. Мстиславца. 1575 г.) 402 листа.
Кожа, бумага, дерево, типографская печать. 29,4х18,8х7,5
Евангелист Лука.
Фронтисписная гравюра

Типография братьев Козьмы и Лукаша Мамоничей, г. Вильна
Благовестное Евангелие. 1600 г.
(переиздание Евангелия П.Т. Мстиславца. 1575 г.) 402 листа.
Кожа, бумага, дерево, типографская печать. 29,4х18,8х7,5
Евангелист Иоанн.
Фронтисписная гравюра