Аннотация выставки из собрания музея «Евсей Моисеенко и художники ленинградской школы». 12 августа - 26 сентября 2021 года

С 12 августа по 26 сентября 2021 года в Государственном художественном музее Алтайского края работает выставка «Евсей Моисеенко и художники ленинградской школы». Выставка посвящена 105-й годовщине со дня рождения Евсея Евсеевича Моисеенко (1916-1988), одного из крупнейших и популярных мастеров изобразительного искусства ХХ века.

В экспозиции – 29 живописных произведений и 7 скульптурных работ известных художников, принадлежавших прославленной ленинградской школе. Среди экспонентов выставки друзья и коллеги художника, его ученики, выпускники ленинградских художественных учебных заведений. Это известные мастера: Юрий Непринцев, Андрей Мыльников, Борис Угаров, Вячеслав Загонек, Виктор Орешников, Виталий Тюленев, Рашид Доминов, Любовь Костенко, Гиви Никурадзе, Вениамин Сидоренко и другие.

Е.Е. Моисеенко родился в деревне Уваровичи Гомельского уезда в Белоруссии. Учился в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина (1931-1935) и в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1935-1941, 1945-1947) на факультете живописи (мастерская А.А. Осмеркина). С 1948 года Моисеенко становится участником ленинградских художественных выставок. С 1958 года по 1988 преподает в институте, который сам закончил. В 1963 году становится профессором и руководителем персональной творческой мастерской живописи.

Темы революции и гражданской войны были основными в творчестве Моисеенко. Он создает поэтические образы, пронизанные философскими размышлениями о героической эпохе. Этапным произведением Е.Е. Моисеенко стала картина «Красные пришли» (1961).  Эскиз картины 1960 года (холст, масло. 58х111) хранится в нашем собрании и представлен в экспозиции. Около пяти лет художник вынашивал идею произведения, собирал материалы, делал натурные зарисовки, этюды, писал портреты бойцов, работал над общей композицией картины. Эта картина, наделенная повествовательным подтекстом, стала олицетворением героической истории. Несмотря на реалистический характер произведения, его замысел близок к романтизму. Перед зрителем на первом плане картины – скачущие всадники, несущиеся на лошадях по деревенской улице. Это символ эпохи, это торжественный манифест нового времени. В каждом мазке мастера чувствуется темперамент, в каждом верном ударе кисти – невероятная свобода движения. Эмоциональное напряжение в картине подчеркнуто звучным колоритом, основанным на контрастном сочетании красного, белого и коричневого цвета.

Творчество Е.Е. Моисеенко многогранно. Ему были интересны и подвластны все направления живописи. Он писал удивительно тонкие лирические пейзажи, как «Ленинградский дворик» (1970 г., холст, масло, 50х50) из нашего собрания, замечательнее натюрморты, такие как «Натюрморт с бегонией» (1970 г., холст, масло, 60х50) и в каждой своей работе он прежде всего был ярким живописцем, художником, над искусством которого не властно Время. Потому такое искусство не теряет своей ценности и с годами в нем только все яснее проявляется его философская и поэтическая сущность.

В публикации использованы работы Е.Е. Моисеенко «Красные пришли» (1961) и «Натюрморт с бегонией» (1970) из собрания Государственного художественного музея Алтайского края.

Куратор выставки:
Наталья Степановна Царева,
заместитель директора по науке
Государственного художественного музея Алтайского края,
8 (3852) 50-22-27