Аннотация мини-выставки «Любимое дитя московского андеграунда», посвященной 90-летию со дня рождения А.Т. Зверева (1931—1986). 14 октября - 21 ноября 2021 года

А.Т. Зверев. «Женский портрет». Из собрания Государственного художественного музея Алтайского края.
А.Т. Зверев. «Женский портрет». Из собрания Государственного художественного музея Алтайского края.

С 14 октября по 21 ноября 2021 года в Государственном художественном музее Алтайского края работает мини-выставка из фондов музея «Любимое дитя московского андеграунда», посвященная 90-летию со дня рождения А.Т. Зверева (1931—1986). 

В коллекции музея – 3 работы художника, 2 из них представлены в экспозиции выставки. 

Во второй половине прошлого века Анатолий Зверев был одним из самых ярких представителей московского андеграунда, хотя никогда не числился в каких-либо объединениях. Как настоящего неофициального героя, Зверева недолюбливала власть и признанные ею художники. Пабло Пикассо называл его лучшим русским рисовальщиком, а Роберт Фальк говорил, что «каждое его прикосновение бесценно». Его картины покупали иностранные коллекционеры и московские ценители.

В творчестве художника много автопортретов. Все работы намеренно разные, представляющие художника либо в маске, либо в образе.

В работе «Автопортрет», экспонирующейся на выставке – трагический образ художника. Изображен растрепанный, не всегда следящий за собой человек: лохматые длинные волосы, всклокоченная борода. Этот внешний вид, как правило, не имел для Анатолия Тимофеевича большого значения. Он показывает в этом портрете внутреннюю сущность себя как художника, жаждущего творчества, не всегда понимаемого и принимаемого обществом.

В каждом женском портрете Анатолий Зверев создает образ вечной женственности, излучающий чудесный свет. В работе «Женский портрет» из коллекции музея уверенными штрихами, яркими пятнами художник рисует притягательный и нежный образ понравившейся ему женщины. 

Для Анатолия Зверева неважно было чем и на чем писать: акварелью, гуашью… кусочком свеклы, а то и просто пальцем, обмазанным в томатном соусе, бритвенным помазком. И непременно в каждой работе достигал удивительных результатов, создавая очередной шедевр.

Работы А.Т. Зверева 1984 года из коллекции музея в полной мере отвечают стилю «фигуративного ташизма», к которому критики относят творчество этого, в своем роде, «ужасного (и, в тоже время, любимого) дитя московского андеграунда».

Произведения художника хранятся в лучших музеях мира (от Третьяковской галереи до Музея современного искусства в Нью-Йорке), а искусствоведы по-прежнему пытаются разгадать его творческий гений.

Данная выставка, представляющая работы художника, заметно обогащает зрительское представление об искусстве России второй половины ХХ века.

 Кураторы выставки:
Светлана Александровна Артюхова,
заведующая выставочным сектором;
Наталья Викторовна Гончарова,
старший научный сотрудник выставочного сектора
Государственного художественного музея Алтайского края,
8 (3852) 50-22-24.