Аннотация выставки «Императорский живописец», посвященной 200-летию со дня рождения А.П. Боголюбова из фондов музея. 03 июля - 24 августа 2024 года

А.П. Боголюбов. Бой русского фрегата с турецкими кораблями. Фрагмент. Государственный художественный музей Алтайского края
А.П. Боголюбов. Бой русского фрегата с турецкими кораблями. Фрагмент. Государственный художественный музей Алтайского края

С 3 июля по 24 августа 2024 года в Государственном художественном музее Алтайского края работает выставка из фондов «Императорский живописец», посвященная 200-летию со дня рождения Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896). В экспозиции – два живописных и одно графическое произведение русского художника – мариниста, мастера батальной живописи второй половины XIX века.

Потомственный дворянин, внук писателя Александра Николаевича Радищева, профессор Императорской Академии художеств по живописи морских видов, член Товарищества передвижных художественных выставок, Алексей Боголюбов сделал много для развития русской и европейской культуры. Был тесно связан с домом Романовых, имел доверительные отношения с тремя российскими царями: Николаем I, Александром II, Александром III. Бывший офицер флота и знаток кораблей, он исполнял заказы русских императоров, создавая батальные картины из истории российского флота.

К жемчужинам коллекции Художественного музея относится масштабное полотно Алексея Боголюбова «Бой русского фрегата с турецкими кораблями» (1857г.). Это романтический пейзаж- баталия, непревзойдённый по своей исторической достоверности и точности в изображении оснастки судов и показа сражения. В нем мастер выступает подлинным историографом - летописцем истории отечественного флота.

В работе «На побережье» художник совершенно по-другому изображает море. Картина полна суровой правды повествования: грозовое небо затянуто мрачными тучами, море волнуется, рыбаки вытягивают на берег лодки, женщины, собирающие дары, оставленные морем, ждут своих родных. Сопоставление двух могучих стихий - мрачного грозового неба и растревоженного моря - исполнено глубокого драматизма.

Графика Алексея Боголюбова составляет, наряду с его живописными этюдами, наиболее поэтичную и глубоко личную часть творчества мастера. Акварельный этюд «Берег моря» – своеобразная часть летописи жизни, которую он провёл в путешествиях по европейским странам. Художник писал этюды, оттачивая свое мастерство, в поисках необычных ракурсов и композиционных решений.

За семь лет до открытия Третьяковской галереи в Москве Алексей Боголюбов создает в Саратове первый в русской провинции художественный музей. В его основу была положена коллекция художника - произведения русских, европейских мастеров, предметы декоративно-прикладного искусства. По инициативе и при финансовой поддержке Алексея Петровича Боголюбова в Саратове было открыто художественное училище, которое носит его имя и существует до сих пор.

Художник с сердцем моряка, посвятив морским видам полвека, сделал их одними из любимейших картин зрителей. Убедиться в этом смогут посетители выставки «Императорский живописец». 

Кураторы выставки:
Светлана Александровна Артюхова,
заведующая выставочным сектором;
Наталья Викторовна Гончарова,
старший научный сотрудник выставочного сектора
научно- просветительского отдела
Государственного художественного музея Алтайского края,
8 (3852) 50-22-24