Аннотация выставки «Советский фарфор» из фондов музея, посвященной 100-летию СССР. 08 сентября 2022 года — 15 января 2023 года

Вишневская Надежда Николаевна (1922–2000). Чайник из Прибора «Дружба СССР с Индией». 1956. Фарфор, роспись. Дмитровский фарфоровый завод, Московская область. Из собрания Государственного художественного музея Алтайского края
Вишневская Надежда Николаевна (1922–2000). Чайник из Прибора «Дружба СССР с Индией». 1956. Фарфор, роспись. Дмитровский фарфоровый завод, Московская область. Из собрания Государственного художественного музея Алтайского края

С 8 сентября 2022 года по 15 января 2023 года в Государственном художественном музее Алтайского края работает выставка «Советский фарфор» из фондов музея, посвящённая 100-летию СССР.

Коллекция советского фарфора Художественного музея, состоящая из 155 предметов, сформирована за счет централизованных поступлений из Министерств культуры РСФСР и СССР.

Центральное место на выставке занимают изделия двух крупнейших очагов русского фарфора, сложившихся еще в конце XVIII – начале XX века: петербургского и московского. Это изделия Ленинградского фарфорового завода и двух заводов Московской области: Дмитровского и Дулёвского. В экспозиции -  работы ведущих мастеров этих действующих и в настоящее время фарфоровых производств. Среди них – участники выставок «Народно-прикладное и декоративное искусство РСФСР» (1956–1957 гг.) и юбилейной выставки «Советская Россия» (1967 год), посвященной 50-летию Октябрьской революции, Лауреаты Всемирной выставки в Брюсселе 1958 года и Государственных премий РСФСР им. И.Е. Репина, Заслуженные художники РСФСР.

Обращение к традициям классически строгих форм и кобальтовой росписи характерно для предметов из питьевого прибора Ленинградского фарфорового завода (скульптор С.Е. Яковлева, роспись М.Н. Моха). В посудных и декоративных формах московских фарфоровых заводов видны своеобразные черты двух направлений: графическая орнаментальная манера росписи в изделиях Дмитровского (Вербилковского) завода, основанного в XVIII веке Гарднером (сервиз Н.Н. Вишневской «Дружба СССР с Индией», 1956), и принципы свободной кистевой росписи в работах Т.И. Воскресенской (фарфоровый сервиз «Малышки», 1958).

Привлекает внимание в экспозиции мелкая пластика – миниатюры на анималистическую, детскую тему, жанровые фигурки с атрибутами танца и труда, символизирующие культуру различных национальностей. Выполненные мастерами Москвы, Ленинграда, Прибалтики на предприятиях Художественного фонда СССР, они отмечены стилистическим сходством.

Интерес представляют также изделия художницы Ленинградского Комбината декоративно-прикладного искусства К.Б. Михалевой и авторов исчезнувших ныне фарфоровых производств Хайтинского фарфорового завода (Иркутск) О.Ю. Копенкиной и Краснодарского фарфорового завода «Чайка» Э.А. Турковой.

Выставка представляет искусство послевоенного времени, интересна популярными темами труда, дружбы народов мира и Советского Союза, образами сказок в мелкой пластике, разработками посудных форм для массового производства. В настоящее время представленные на выставке произведения являются раритетами и являют собой настоящие фарфоровые шедевры страны Советов.

Кураторы выставки:
Гончарик Нина Прокопьевна,
старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела
Государственного художественного музея Алтайского края,
8(3852) 50-22-27;
Дарья Андреевна Артемова,
хранитель 2-й категории отдела хранения
Государственного художественного музея Алтайского края.