История музея

Фрагмент постоянной экспозиции музея. 1962 г. Научный архив ГХМАК
Фрагмент постоянной экспозиции музея. 1962 г. Научный архив ГХМАК
Государственный художественный музей Алтайского края (до 1993 года Алтайский музей изобразительных и прикладных искусств, АМИИ) был открыт в Барнауле 6 февраля 1959 года.

Однако, история создания художественного музея на Алтае берет свое предисловие, связанное с экономическим и культурным развитием алтайских земель, в XVIII - первой половине XIX веков.

Уже в то время Барнаул, столица Алтайского горного округа, поражал иностранных путешественников высоким уровнем цивилизации. Так побывавший здесь в 1826 году профессор Дерптского университета Карл Ледебур описывал естественно-исторические и художественные коллекции открывшегося в 1823 году "Барнаульского Музеума" (ныне Алтайский государственный краеведческий музей) и восхищался великолепной личной коллекцией основателя музея, начальника Алтайского горного округа и будущего сенатора Петра Козмича Фролова, который "своим образованием и любовью к искусству дал жизни и вкусам барнаульского общества совершенно иное направление". Наряду с картинами русских академиков живописи Ледебур отметил несколько работ знаменитых мастеров западноевропейских школ.

В конце XIX века Барнаульский музей чуть было не разделил судьбу закрывшегося сереброплавильного завода, к которому был приписан. Но сохранился и в еще более тяжелое время, после гражданской войны, на основе его собрания была сформирована вторая художественная коллекция.

В 1921 году в церкви Дмитрия Ростовского по инициативе мастеров Алтайского художественного общества и личной помощи наркома А.В. Луначарского открылся Музей живописной культуры, где, по воспоминаниям очевидцев, начиная с паперти, висели картины школы Пуссена, а также Рубенса, Ван-Дейка, Ротари, Христинека, Антропова… На клиросе и в алтаре - Кандинский, Малевич, Розанова, Гончарова и Ларионов, Лентулов, Осмеркин, Машков, Курзин, Коровай.

Однако к концу 1930-х годов Музей лишился государственного финансирования, произведений передавалась из одного учреждения в другое и вскоре следы музейной коллекции окончательно затерялись.

Третья попытка создания в Барнауле художественного музея, с которой началась история современного собрания, была предпринята в середине 1950-х годов. Она удалась, очевидно, потому, что инициатива местной интеллигенции была поддержана партийными и советскими чиновниками, которые определили основные принципы формирования коллекции. Она задумывалась как собрание русского, советского и местного профессионального искусства.

Большую роль в комплектовании фондов музея на начальном этапе сыграл Секретарь крайкома КПСС В.И. Трушин. Подобно Фролову, он лично занимался комплектованием фондов: обращался за помощью к центральным музеям, отбирал произведения в запасниках Министерства культуры и т.д. Его стараниями в музей попали среди прочих полотна А.Р. Менгса, Ф.М. Матвеева, В.А. Тропинина, К.Е. Маковского, Н.А. Ярошенко, А.И. Лактионова. Кроме того, комплектованию музея помогали Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Исторический музей, Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР, Павловский дворец-музей, а также краеведческие музеи Алтая.

Позднее комплектованием собрания занимались все ведущие сотрудники музея, приобретая произведения в частных коллекциях Москвы, Петербурга, сибирских городов, с выставок и из мастерских художников, в экспедициях по краю. Более тысячи произведений подарены коллекционерами, художниками, жителями города.

Безусловно, комплектование и хранение коллекции, организация выставок являются главными направлениями в работе музея, однако, не менее важны научные исследования, пропаганда художественного наследия. Фундаментальный вклад в научно-исследовательскую и просветительскую деятельность музея внесла кандидат искусствоведения Л.И. Снитко (1928 - 1982). Работая в музее в 1966-1982 гг., Лариса Иосифовна положила начало каталогизации музейного собрания, издательской деятельности музея, а также стала основателем нового раздела музейного собрания - коллекции предметов народного творчества. В 1968 году под руководством Л.И. Снитко была организована первая научно-поисковая экспедиция в Горный Алтай. С тех пор научными сотрудниками музея совершено более 50-ти научных экспедиций по районам края.

В память о Ларисе Иосифовне Снитко в музее проходят «Снитковские искусствоведческие чтения».

В 1978 году под руководством Т.М. Степанской (ныне доктор искусствоведения, профессор Алтайского Государственного университета) была организована первая научно-практическая конференция "Искусство Алтая XVIII-XIX веков".
С 1997 г. коллектив музея возглавляет И.К. Галкина.

Уникальное собрание музея успешно демонстрируется в лучших музеях страны. В 2002 году впервые в Государственной Третьяковской галерее состоялась выставка «Из художественного наследия Алтая», которой именно Государственный художественный музей Алтайского края открыл дорогу всем другим сибирским музеям для участия в федеральном проекте «Золотая карта России». Экспозиция «Алтай в изобразительном искусстве России XX-XXI веков» была показана к 70-летию края в рамках Дней культуры Алтая в Москве в 2007 году в Государственном музее А.С. Пушкина. «Чарующий Алтай» демонстрировался в 2013 году в одном из красивейших дворцов Государственного Русского музея - Михайловском замке (г. Санкт-Петербург). Выставка «Алтай – Образ – Время» была презентована москвичам и гостям столицы весной 2014 года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

У музея установлены тесные связи с федеральными музеями. Зрители Алтайского края регулярно знакомятся с коллекциями крупнейших музеев России. Только в последние годы в гостях у Художественного музея побывали выставки: «Шедевры Третьяковской галереи» (Государственная Третьяковская галерея, 2004), «Три века русского искусства» (Государственный Русский музей, 2007), «Православная Россия: история и образы» (Государственный музей истории религии, 2008), «Царская и императорская охота» (Государственный историко-культурный музей заповедник «Московский кремль», коллекция всемирно известной «Оружейной палаты», 2009), «Казаки в Париже» (Государственный исторический музей, 2012), «О тебе радуется» (Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, 2014).

Государственный художественный музей Алтайского края активно сотрудничает с Союзом художников России, Российской Академией художеств, российскими провинциальными музеями, галереями современного искусства, участвует в международных художественных проектах.

Музей гордится своим собранием русского искусства XVI – XXI веков, уникальными произведениями Первых художников Алтая, сибирской иконой. В 2022 году завершится реконструкция музея и музейные экспозиции займут свои места в современном музейном здании, одном из красивейших зданий города, памятнике архитектуры первой половины XX века.

В 2013 году была выпущена «Летопись художественной жизни Алтайского края. 1958-2012». В издании, основанном на архивных документах, представлена иллюстрированная история культурной жизни края со времени создания музея и по канун его 55-летия.
 

В 2018 году, к 60-летию музея, была создана видео-летопись музея.


После экспедиции. 1972. Сотрудники музея, 4-я слева Н.И. Каплан – старший научный сотрудник НИИ художественной промышленности, г. Москва, 2-я справа Л. И. Снитко. Фото С.И. Пирогова. Научный архив ГХМАК
Фрагмент постоянной экспозиции музея. 2001 г. Научный архив ГХМАК
Герой Советского Союза, генерал-майор Н.Д. Козин и художник Г.Ф. Борунов на открытии выставки «Подвигу народному 40 лет». 1985 г.. Научный архив ГХМАК
Валерий Золотухин на открытии выставки «Радость общения с Правдой». 2004 г. Научай архив ГХМАК.