Аннотация выставки «Святая Заступница России» из фондов музея. 01 марта - 02 июля 2023 года

С 1 марта по 2 июля 2023 года в Государственном художественном музее Алтайского края работает выставка «Святая Заступница России». В экспозицию вошло 14 памятников православного искусства XVII-XX веков из коллекции музея. Это образы Богоматери, которые прославились покровительством страны при внешних угрозах или стали святыми символами государственности России. Сила человеческого духа наших предков была питаема их верой в покровительство Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери: Владимирская, Казанская, Тихвинская, Смоленская, Донская, «Знамение», почитаемые в народе как чудотворные, стали важным символом в борьбе за Отечество в разные эпохи. Их поднимали на крепостные стены во время штурма города неприятелем, их носили по стану перед сражением, с ними шли в битву.

Наряду с живописными памятниками на выставке демонстрируются медно-литые иконы, которые издревле сопровождали русских воинов. Мелкие образки и походные иконы неоднократно находили на полях сражений, определивших судьбу Отечества, в том числе на Куликовом Поле и местах битв Великой Отечественной войны. Еще Павел Алеппский, посетивший Русь в XVII веке, отметил, что каждый русский ратник без исключения держит при себе медный складень искусной работы. И даже производимые с первой четверти восемнадцатого века исключительно старообрядцами, легкие, прочные и недорогие «литые образа» продолжали оставаться верными спутниками русского воинства, принадлежащего к официальной Церкви.

Изображение Покрова Богоматери на протяжении веков почиталось в качестве символа высшей защиты и Материнской любви Царицы Небесной к людям, признание которого воплотилось в одноименный праздник. Это отражало чаяния русского народа, верившего в покровительство Богородицы, которая распростерла Свой омофор над необъятными просторами   российской земли.

Согласно преданиям, русские цари, совершая военные походы, брали с собой образ Петровской Богоматери, которая, как считалось, проявила множество чудес и не единожды спасала Москву от нашествия врагов. В источниках XV века подобный образ именуют «животворивым», то есть возрождающим.

Чудотворная икона Феодоровской Богоматери известна как покровительница Царского дома Романовых, но история ее, как хранительницы русской государственности, начинается намного раньше. Ею был благословлен на брак князь Александр Невский, и она стала его моленным образом.

К иконе «Всех Скорбящих Радость» в трудные времена прибегали особы царского семейства – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна. Так, спасение русских войск 1711 года на реке Прут и прекращение эпидемии оспы 1768 году в Санкт-Петербурге в религиозном сознании общества тех времен связывалось, в том числе, с помощью молитвенного заступничества этого образа Богоматери.

На выставке показана икона Корсунской Богоматери в окладе с венцом, напоминающем драгоценную корону. Именно украшению образов Богоматери на Руси уделялось особенно большое внимание. Этому способствовали литургические тексты, восхваляющие Ее. Богатство окладов отражало почитание святынь верующими и прославлялась как добродетель.

На примере разных образов можно познакомиться с самыми известными типами изображения Богородицы в иконописи, по преданию написанными самим апостолом и евангелистом Лукой: Орантой, Одигитрией и Умилением.  Первообразы были привезены из Византии в Россию и здесь прославились. Исполнение с ни с чем не сравнимой красотой богородичных икон сделало их символом Православной России.

В целом, выставка позволит показать образы Богоматери как воспитательные, литургические и художественные произведения.

Куратор выставки:
Школина Евгения Викторовна,
старший научный сотрудник сектора «Русское православное искусство»
научно-исследовательского отдела Государственного художественного музея
Алтайского края,
8 (3852) 50-22-28