Аннотация выставки православного искусства XIX – начала ХХ века «Небесные всадники». 15 января 2025 года - 11 января 2026 года
С 15 января 2025 года по 11 января 2026 года в Государственном художественном музее Алтайского края работает выставка «Небесные всадники». Она приурочена к объявленному Президентом Российской Федерации В. Путиным Году защитника Отечества. В экспозицию включено 12 работ из фондов музея и частной коллекции А.В. Ковалева (г. Новосибирск). Это «конные» образы Бориса и Глеба, Георгия Победоносца, архангела Михаила, Трифона, Флора и Лавра. Все работы принадлежат к одному временному периоду: XIX - нач. XX века. Всадник является традиционным символом русской культуры. В ранние периоды истории благополучие связывалось с конем, который играл первостепенную роль в жизни человека. Иконография всадника в России появляется в нач. XII века на фресках Св. Софии и ювелирном искусстве Новгорода. В дальнейшем широкое распространение образа всадника получили изображения на печатях и монетах. На них изображался святой покровитель государя. Образ всадника стал воплощением сакрального статуса царя, который приобретал его, исполняя главную задачу своей миссии: защиту Отечества.
На выставке образ всадника представлен различными видами православного искусства. Самой крупной группой произведений являются живописные иконы. Они выполнены в разных стилях и техниках. Наряду с примерами народных икон с характерным упрощенным художественным языком, написанных темперой, представлены образцы академического письма, в которой отразилось влияние светской живописи. Часть памятников иконописи, которые может увидеть посетитель, созданы в мастерских Урала (мастерская Г.Ф. Шалавина Пермская губ.) и Сибири (Сузунская икона). Нечастые иконографии святого мученика Трифона, образ архистратига Архангела Михаила и четырехчастной иконы с изображением Георгия Победоносца из мастерской Г.Ф. Шалавина исполнены в народном стиле с характерным ярким декоративным колоритом. Особенности авторского письма семьи Шалавиных, происходивших из династии иконописцев села Холуй Владимирской губернии, на примере нескольких икон удалось увидеть благодаря предоставленным экспонатам из частной коллекции Андрея Ковалева - общественного деятеля, коллекционера, мецената, Почетного члена Российской академии художеств.
Сузунские иконы: «Чудо Георгия о змие», «Архангел Михаил-грозных сил воевода», «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре» также является примером народной иконописи, но с сибирским колоритом (орнаментальными мотивами декоративной цветопластики урало-сибирской росписи), представляя особенности регионального иконописания старообрядцев. Так, запрещенная официальной церковью иконография «Чудо о Флоре и Лавре» получила свое распространение у старообрядцев. В ней даны святые мученики Флор и Лавр – покровители лошадей, Модест и Власий, которые почитались как целители и покровители животных, а также три пастуха: Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа, гонящие к водопою табун лошадей различной масти.
Старообрядческая меднолитая пластика представляет православное декоративно-прикладное искусство, в котором можно проследить различные пластические решения: от округлых немного тяжеловесных рельефов до более упрощенных образов святых на тонкой пластине. На литой иконе «Борис и Глеб» сыновья князя Владимира показаны в виде двух конников. Они стали первыми канонизированными святыми и почитались как покровители Русской земли.
В качестве третьей составляющей экспозицию выступает книга «Лицевой Толковый Апокалипсис», в которой повествуется о последних временах. В шестой главе рассказано о четырех всадниках Апокалипсиса. В экспозиции книга открыта на странице с изображением первого всадника Апокалипсиса. Согласно святоотеческому толкованию, всадник на белом коне символизирует распространение в мире христианства.