Аннотация выставки «Алексей Югаткин – русский художник». 27 октября – 19 ноября 2017 года

Югаткин Алексей Александрович (1926-2001) «Русский город». 1975 г. Бумага, акварель. И: 38,0х55,0. Л: 62,5х77,5. Из коллекции ГХМАК
Югаткин Алексей Александрович (1926-2001) «Русский город». 1975 г. Бумага, акварель. И: 38,0х55,0. Л: 62,5х77,5. Из коллекции ГХМАК
С 27 октября по 19 ноября 2017 года в Государственном художественном музее работает персональная выставка «Алексей Югаткин – русский художник» из цикла «Я люблю эту землю», посвящённого Году экологии в России. В экспозиции работы из собрания музея и семьи художника.

Алексей Александрович Югаткин (1926-2001) – член Союза художников России, представитель старшего поколения алтайских графиков. Родился в с. Новоселки Ярославской области. Профессиональное образование получил в Ярославском художественном училище.

В семнадцать с половиной лет был призван в армию. Война заставила А.А. Югаткина прервать занятия. Служил в Хабаровском крае (г. Бикин). С началом советско-японской войны воевал на Дальневосточном фронте. Участвовал в боях за маньчжурские города Ванцин и Гирин, во взятии корейского Пхеньяна. Был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Японией»,  удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего тов. Сталина (1946 г.). После демобилизации художник вернулся в знакомые классы. Закончив учёбу в 1950 году, по распределению попал в Красноярск. Там он в течение трех лет работал преподавателем рисования в Педагогическом училище им. А.М. Горького, встретил свою будущую супругу.

На Алтай Алексей Александрович приехал в 1954 году. Сразу включился в художественную жизнь, много работал на пленэре.

Главное направление творчества Алексея Югаткина – лирический пейзаж. Одна из любимых тем – улицы и проспекты, архитектура г. Барнаула. На выставке представлены знакомые барнаульскому зрителю акварели мастера из фондов музея: «Проспект Ленина после дождя», «Октябрьская площадь», «Гостиница «Империал», «Старый город».

Творческий метод А.А. Югаткина наглядно демонстрирует произведение «Проспект Ленина после дождя». Художник использует подвижный, с мягкими очертаниями, мазок, свободные красочные заливки, сквозь которые просвечивает белый фон бумаги. Он играет роль тонального камертона, наполняя работу светом. Нанесенная одним слоем, акварель ложится на лист легко, полупрозрачно, рождая поразительно точный эффект мокрого асфальта с отражёнными в лужах размытыми очертаниями деревьев, неба, прохожих.

В историю изобразительного искусства Алтая Алексей Югаткин вошел в первую очередь как мастер тонкой, филигранной техники акварели. Натурные этюды художник писал маслом, а законченные работы – акварелью. К некоторым акварелям из собрания музея на выставке есть эскизы, предоставленные семьёй художника. У посетителей есть уникальная возможность представить процесс рождения картины – от замысла к воплощению.

Экспозиция «Алексей Югаткин – русский художник», подготовленная сотрудниками музея и сыном художника, Евгением Алексеевичем Югаткиным, – дань памяти мастеру, творческое наследие которого интересно и многим ценителям подлинного искусства.

Куратор выставки
Сидорова Оксана Владимировна,
главный научный сотрудник
научно-исследовательского отдела ГХМАК,
т. (385-2) 50-22-27
Югаткин Алексей Александрович (1926-2001) «Бабье лето». 1968 г. Бумага, акварель. 54,5х73,0. Из коллекции ГХМАК
Югаткин Алексей Александрович (1926-2001) «Проспект Ленина после дождя». 1978 г. Бумага, акварель. 52,5х73,0. Из коллекции ГХМАК
Югаткин Алексей Александрович (1926-2001) «Октябрьская площадь». 1980 г. Бумага, акварель. 51,7х76,0. Из коллекции ГХМАК