Мультимедийная программа «Андрей Никулин. Художник большого кино». 20 сентября - 28 октября 2018 года

  • поделиться в соц. сетях

1.	А.О. Никулин (второй слева) и работники киностудии «Совкино». 1920-е. Фотография. Научный архив ГХМАК.
1. А.О. Никулин (второй слева) и работники киностудии «Совкино». 1920-е. Фотография. Научный архив ГХМАК.
С 20 сентября по 28 октября 2018 года в Государственном художественном музее Алтайского края демонстрируется мультимедийная программа «Андрей Никулин. Художник большого кино», повествующая о работе Андрея Осиповича Никулина на «Мосфильме». Программа показывается в рамках работы выставки «Андрей Никулин. Возрождение имени», посвящённой 140-летнему юбилею со дня рождения мастера.
 
Андрей Осипович Никулин (1878-1945) известен, прежде всего, как замечательный пейзажист, один из первых профессиональных художников Алтая, создавший в своих картинах яркие и запоминающиеся образы алтайской природы. Не менее значимой и плодотворной стороной творчества Никулина была его работа в качестве художника киностудии «Мосфильм».
 
В истории отечественного кино есть много интересных страниц, связанных с Алтаем. В списке известных имён, таких, как Иван Пырьев, Василий Шукшин, Валерий Золотухин и др., имя Андрея Осиповича Никулина занимает особое место. Его по праву можно назвать первым из наших земляков, кто внёс значительный вклад в развитие отечественного кинематографа.
 
Ко многим направлениям деятельности Андрея Никулина в кино подходит слово «первый» или «впервые». В середине 1920-х годов он организовал на фабрике «Совкино» (позже переименованной в «Мосфильм») первую в стране живописную мастерскую и на протяжении двух десятков лет успешно руководил её работой. Он ввёл приёмы панорамной живописи в оформлении фонов, которые существенно отличались от театральной декорации. Придумал способ художественной дорисовки кадра – очень экономичный метод воспроизведения на листе ватмана пейзажей или сложных архитектурных форм, не требовавших постройки, – ставший впоследствии очень распространённым приёмом комбинированных съёмок. Никулин внёс большой вклад в создание первого в мире полнометражного кукольного фильма, первых цветных мультфильмов и художественных кинолент.
 
Через его мастерскую прошла целая плеяда художников кино, многие из которых стали известными кинематографистами. Андрей Осипович не только обучал и руководил работой своих подопечных на «Мосфильме». В его мастерскую непрерывным потоком ехали с других студий СССР (Армен-кино, Азербайджан-кино, Ашхабадской, Туркменской, Белорусской и др.) командированные художники, операторы, монтажёры, для получения новейших знаний в области художественного оформления кино. За свои изобретения в области киноиндустрии А.О. Никулин в 1944 году был удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
 
Первые кинофильмы художника Андрея Никулина были ещё немыми либо частично озвученными. Он работал с самыми известными режиссёрами своего времени: Сергеем Эйзенштейном, Александром Роу, Михаилом Ромом, Александром Птушко и мн. др.
 
На мероприятии «Андрей Никулин. Художник большого кино» зритель увидит фрагменты из фильмов «Новый Гулливер», «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная», «Кощей Бессмертный», «Степан Разин» и других известных отечественных кинолент, в создании которых Никулин принял самое активное участие. Авторы мультимедийной программы подготовили к показу редкие кадры из кинофильма «Петербургская ночь», снятого по мотивам произведений Фёдора Михайловича Достоевского в 1934 году, где Никулин сыграл эпизодическую роль пожилого человека, находящегося в театральной ложе во время музыкального представления. Увидеть облик живого Никулина и услышать его голос – редкая удача, в силу специфики его профессии и отдалённости во времени происходящих событий.
 
Приглашаем на просмотр мультимедийной программы «Андрей Никулин. Художник большого кино» всех желающих.
 
Мероприятие проходит в Государственном художественном музее Алтайского края, по адресу: ул. М. Горького, 16.
 
Телефоны для справок: 502-224, 502-227.
А.О. Никулин (крайний справа) с художниками Чеботарёвым Б.М. и Пантелеевым за работой для фильма «Новый Гулливер» киностудии «Мосфильм». 1935. Фотография. Научный архив ГХМАК.
Никулин А.О. Эскиз дорисовки фона к фильму «Степан Разин» (1938), совмещённый с фрагментом киносъёмки. Бумага, карандаш, фотография. Научный архив ГХМАК.
Никулин. А.О. Иллюстрация к сказке «Конёк-Горбунок». 1941. Бумага, карандаш, акварель. 32х41,4. ГХМАК