«Дар бесценный»: собрание Художественного музея пополнилось новыми произведениями. 15 марта 2019 года

  • поделиться в соц. сетях

Первый вице-президент Российской академии художеств, заслуженный художник России В.Г. Калинин и директор Художественного музея Алтайского края И.К. Галкина.
Первый вице-президент Российской академии художеств, заслуженный художник России В.Г. Калинин и директор Художественного музея Алтайского края И.К. Галкина.

Почетные гости выставки «Аз.Арт. Сибирь - 2019», члены президиума Российской академии художеств Виктор Калинин и Павел Никонов приехали в Барнаул не с пустыми руками. Музею были преподнесены бесценные дары. Первый вице-президент академии, заслуженный художник России Виктор Григорьевич Калинин пополнил коллекцию ГХМАК подарком от президента Российской академии художеств Зураба Церетели.

Зураб Константинович Церетели преподнёс в дар Государственному художественному музею Алтайского края одну из своих уникальных работ, выполненных в сложной технике эмали, возрождением которой художник занят уже многие годы.

Эмали поразили его воображение во время давней стажировки во Франции. Эмальеры города Лиможа славились еще во времена Леонардо да Винчи. Известную со времен фараонов технику развивали в разных странах, в том числе в древней Грузии и в России, где особую популярностью снискала финифть мастеров Ростова-Великого.

Роль красок здесь играет цветное стекло. Его закаляют, как сталь. Но из-за сложности технологии художники охладели к искусству, сопряженному с ремеслом. А вот Церетели эмаль страстно увлекла. В ней увидел способ настенной росписи, больших плоскостей, способных играть главную роль в интерьере общественных зданий.

Вместе с друзьями химиками он решил возродить забытое искусство предков. В итоге у него на руках оказались авторские свидетельства и эмали, каких ни у кого не было за всю историю цивилизации. В палитре оказалось не семь цветов радуги, как прежде, а на порядок больше! Это, во-первых, во-вторых, из средства производства миниатюр, небольших произведений, художник превратил перегородчатую эмаль в способ создания настенных панно – больших, ярких и колоритных картин любого размера.

Эмаль «Натюрморт» - новая работа автора, она датирована 2019 годом. Художник изображает свои любимые фрукты и цветы, и центральное место отводит подсолнухам. Подсолнухи – пожалуй, самый излюбленный мотив матера. Как отмечают искусствоведы, столь частое их присутствие в творчестве художника можно объяснять по-разному. Это и отражение жизнеутверждающей позиции автора, которая, безусловно, главенствует в его отношении к окружающей действительности. И некое солнцепоклонничество, когда художник стремится быть ближе к Солнцу, сходящему на землю через его полотна. И еще этот цветок является символом благодарности. Как подсолнух обязан своей красотой солнцу, так художник во многом считает свой талант обязанным природе, из которой он черпает вдохновение и сюжеты для своих произведений.

Яркие, сочные, горящие краски поражают воображение и поднимают настроение зрителя. Государственный художественный музей с благодарностью принял дар нашего великого современника Зураба Константиновича Церетели.

Известный российский художник, живописец, график, народный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации, академик Российской Академии художеств, один из основоположников «сурового стиля» Павел Фёдорович Никонов подарил музею свою акварель 1980-х годов «Нивы Алтая».

Важно отметить, что работа была создана художником на Алтае, когда он в составе творческой группы побывал в нашем регионе, где собирал материал к республиканской выставке «Нивы Алтая», которая состоялась в 1982-1983 годах в Москве и Барнауле. На выставке художник показал три свои большие картины: «Портрет В.И. Шубина» 1980. Холст, масло. 120х150; «Панорама села» 1980. Холст, масло.150х200; «Хлебная нива колхоза «Восход» 1980. Холст, масло. 170х240.

Акварель «Нивы Алтая» была выполнена как раз в тот период. Работа переносит нас в то далекое и уже ставшее историей время, она исполнена в характерной авторской манере и по своему философскому звучанию близка умонастроениям автора тех лет.  По мнению художника, «именно в деревне, на деревенском материале многие социальные процессы выявляются острее, явственнее…Это очень интересно и в пластическом, и в живописном отношении».

 

 Царева Наталья Степановна,
заместитель директора ГХМАК
по научной работе,
т. (3852) 50-22-27
 
 
Народный художник РФ, академик Российской Академии художеств П.Ф. Никонов, доктор философских наук, профессор АлтГТУ им. И.И. Ползунова, член ВТОО СХ РФ, член АИС, академик Российской академии Художеств М.Ю. Шишин, первый вице-президент Российской академии художеств, заслуженный художник России В.Г. Калинин, директор ГХМАК И.К. Галкина и заместитель директора ГХМАК по науке Н.С. Царёва.
П.Ф. Никонов, М.Ю. Шишин, В.Г. Калинин, И.К. Галкина и Н.С. Царёва.
В.Г. Калинин передаёт в дар Художественному музею в лице И.К. Галкиной работу З.К. Церетели