«Живая ткань театра». Открытие передвижной выставки в АКУНБ им. В.Я. Шишкова из коллекции Художественного музея. 19 апреля 2019 года

  • поделиться в соц. сетях

А.Г. Поздеев. Спектакль режиссера Б.И. Цейтлина, 1974 г.
А.Г. Поздеев. Спектакль режиссера Б.И. Цейтлина, 1974 г.

С 19 апреля 2019 года в Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В.Я. Шишкова работает передвижная выставка «Живая ткань театра» из фондов Государственного художественного музея Алтайского края.

 

Художественная выставка стала частью масштабной книжно-иллюстративной выставки, посвященной Году театра в России. В экспозиции -  9 произведений: 7 живописных и 2 графических.  Картины так или иначе связаны с театральной темой: портреты актеров, эскизы декораций к спектаклям, сюжеты театральных постановок.

 

Зрелищны и выразительны работы красноярского художника Андрея Поздеева из серии «Театральные люди». Это гротескные и экспрессивные портреты режиссера Б.И. Цейтлина и актеров красноярского ТЮЗа. Андрей Геннадьевич Поздеев (1926-1998) - красноярский художник, член СХ с 1961 года. В 70-80-е годы круг общения художника был тесно связан с деятелями театра - режиссерами, актерами, музыкантами. Общаясь с «Театральными людьми» Андрей Геннадьевич оттачивал свое мастерство художника-портретиста, стремясь не просто передать внешнее сходство, а отразить суть человеческих характеров.

 

Алтайская художница Тамара Максимовна Ласкова (род. 1947) живописно воплотила в своих работах образы двух ведущих актеров Алтайского краевого театра драмы В.М. Шукшина: Д.Г. Паротикова и Г.А. Зориной. Путь Дементия Гавриловича Паротикова (1927-2011) к творческому самоутверждению был труден и тернист. Он познал бремя тревог, неуверенности в себе, демона сомнений, столь свойственных профессии актера. Среди самых любимых зрителями ролей Д. Г. Паротикова были Григорий Мелехов в «Тихом Доне» по роману М. Шолохова и Федор Таланов в «Нашествии» Л. Леонова, шекспировский Король Леонт и полицмейстер Коломийцев из драмы М. Горького «Последние». На эти спектакли барнаульские театралы ходили по несколько раз, наслаждаясь великолепной и правдивой игрой артиста. На выставке представлен ещё одна работа кисти Тамары Михайловны – портрет Галины Александровны Зорины, ведущей актрисы Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина.

 

Графические эскизы Павла Даниловича Джуры (род. 1939) к опере Н.А. Римского-Корсакого «Садко» и балету «Снегурочка» построены на глубоком проникновении в сущность музыкального произведения, эмоциональном звучании пластической композиции, линейного ритма, цвета.

 

Мир, создаваемый В. Э. Октябрём (род. 1952) в картине «Театр», узнаваем, но не всегда реалистичен. Работа символична, аллегорична и даже мистична.  Это не мизансцена спектакля, а, скорее, театр жизни, некая игра мужчины и женщины. Аллегорично само ее название. Это не мизансцена спектакля, а, скорее, театр жизни, некая игра мужчины и женщины.

 

Большое художественное и историческое значение имеет небольшое по формату произведение И.Е. Харина (1909-1995) «Краевой театр. Зима», рассказывающее не только о внешнем облике Барнаула, но и о жизни людей того периода. Тревожное военное время отражено в холодной, суровой работе, носящей этюдный характер. В этюде художник изобразил одну из старейших улиц Барнаула – ул. Ползунова и здание Краевого драматического театра. Здание, где сегодня располагается филармония, первоначально являлось Народным домом.

Выставка продлится 
по 07 июня 2019 года

Куратор выставки

Крылова Виктория Игоревна,

мл. научный сотрудник сектора информационных технологий

научно-просветительского отдела КГБУ ГХМАК

т. (385-2) 50-22-24, e-mail: kryllova.v@gmail.com