Завершена реставрация резного наличника и полатей с росписью. 28 декабря 2020 года
В декабре 2020 года завершилась плановая реставрация масштабных произведений из коллекции декоративно-прикладного и народного искусства Государственного художественного музея Алтайского края: резного наличника и полатей с росписью.
Деревянный резной наличник с пропильным рельефным орнаментом на фризе и высокой короной, снятый с одного из старинных городских домов, был сохранен и передан в музей художником Людмилой Викторовной Рублевой. Более тридцати лет сотрудники музея искали возможность для реставрации уникального памятника домовой резьбы. Такая возможность осуществилась в рамках целевого краевого финансирования, направленного на реставрацию произведений для экспозиции в новом здании музея.
Наличник был сильно загрязнен, имел многочисленные трещины и сколы, утраты резного декора. Художник-реставратор ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря С.Н. Науменко демонтировал экспонат для транспортировки и дальнейшей работы. Наличник подвергся реставрационной чистке с помощью специальных средств и инструментов. Укреплены сохранившиеся и восполнены утраченные элементы резьбы, устранены трещины на поверхности дерева, укреплена сама древесина наличника и вся его конструкция в целом. Очищен и укреплен оригинальный красочный слой.
Полати – обязательный элемент интерьера крестьянского дома – деревянная лежанка между русской печью и стеной избы. В домах сибирских старожилов полати, так же, как и потолки, стены, полки и прочие поверхности, покрывались живописной росписью растительными и цветочными орнаментами. Подготовленные к реставрации полати из с. Гоношиха были расписаны известным в Заринском районе мастером по имени Петушок в 1911 году. На красно-коричневом фоне изображен солярный мотив с синим цветком в центре, разноцветными кругами и цветочным венком по краю. В 1980-90-е годы из отдельных досок этих полатей был сколочен ларь для хранения зерна, что, конечно, нанесло ущерб живописному красочному слою экспоната, привело к появлению трещин и повреждений от гвоздей, была утрачена одна из досок. В процессе реставрации экспонат очищен от загрязнений, восполнены утраты и укреплена основа древесины, восстановлен красочный слой и воссоздана утраченная доска согласно общей схеме рисунка.
Отреставрированные произведения вернулись в музей в демонтированном виде. Их сборка будет производиться в присутствии реставраторов в экспозиционном пространстве обновленного здания музея.