Коллекция Государственного художественного музея Алтайского края пополнилась новыми произведениями западноевропейского искусства XX века. 02 июня 2021 года

  • поделиться в соц. сетях

Эрих Деммин (Erich Demmin) (1911-1997). Камольи. Вторая половина XX века. Холст, масло.
Эрих Деммин (Erich Demmin) (1911-1997). Камольи. Вторая половина XX века. Холст, масло.

Известный сибирский коллекционер Андрей Владимирович Ковалёв передал в дар Государственному художественному музею Алтайского края три пейзажа немецких художников-маринистов ХХ века.

Это полотна живописцев Мартина Франца Глюсинга (1886-1957), Альфреда Серениуса Йенсена (1859-1935) и Эриха Деммина (1911-1997).

Марина – один из любимых пейзажных типов в искусстве, как для зрителей, так и для художников. Море всегда привлекало живописцев, и морская стихия, штиль или шторм являлись для них неиссякаемым источником вдохновения.

Быть маринистом, «художником моря», непросто. И жанр этот по-настоящему удавался очень немногим. Живописать море может только настоящий вдохновенный поэт. И, как утверждают искусствоведы, живописца ждал успех лишь тогда, когда способный изобразить «душу моря» художник  полностью растворялся в пейзаже и сам становился как бы частью этой красоты. 

Так вот оно, море!.. Горит бирюзой,
Жемчужною пеной сверкает!..
На влажную отмель волна за волной
Тревожно и тяжко взбегает...
Взгляни, он живет, этот зыбкий хрусталь,
Он стонет, грозит, негодует...
А даль-то какая!.. О, как эта даль
Усталые взоры чарует! («У моря» С.Я. Надсон)
 

Образ морской стихии в пейзажах нередко был иносказательным, содержал многочисленные символы и аллегории: корабль – ковчег спасения, море –символ превратностей судьбы.

Коллекция западноевропейского искусства в собрании Художественного музея невелика – немногим более десяти произведений. Это живопись, графика и скульптура разных жанров голландских, итальянских, французских авторов XVII - XIX веков. И вот – пополнение коллекции немецкими мастерами ХХ века. Мы очень признательны Андрею Владимировичу за бесценный подарок. 

Андрей Владимирович принадлежит большой семье Ковалёвых-Перекальских-Невзоровых, для которой коллекционирование всегда было серьезным и увлекательнейшим занятием. Известным коллекционером и меценатом был дядя Андрея Ковалёва – Юлий Владимирович Невзоров (1913-2010), очень много сделавший для популяризации русского изобразительного искусства. Еще в 1970-80-е годы он устраивал выставки произведений из своей коллекции, бывшие для многих жителей самых отдаленных уголков нашей Родины единственной возможностью увидеть полотна Ивана Шишкина и Алексея Саврасова, Федора Васильева и Исаака Левитана. В 1986 году Юлий Владимирович передал в дар Семипалатинскому музею значительную часть своей коллекции, и в наши дни этот музей в Восточном Казахстане носит имя семьи Невзоровых.

Подвижничество и искренняя любовь к искусству деда стали для внука образцом жизни коллекционера. Именно желание дарить зрителю удовольствие от общения с прекрасным движет сегодня Андреем Ковалёвым.

Первое изображение - Альфред Серениус Йенсен (Alfred Jensen). 1859-1935
Морской пейзаж в пасмурный вечер. Первая треть XX века.

Второе изображение - Мартин Франц Глюсинг (Martin Franz Glusing). 1886-1957
Морской пейзаж с белым парусом. Первая половина XX в.