Завершилась реставрация скульптуры Николая Андреевича Андреева «Вакханка» из собрания Художественного музея Алтайского края. 20 сентября 2021 года

  • поделиться в соц. сетях

Скульптура Н.А. Андреева «Вакханка» после реставрации В.И. Черемхиным
Скульптура Н.А. Андреева «Вакханка» после реставрации В.И. Черемхиным

13 сентября 2021 года в Государственном художественном музее Алтайского края состоялось заседание Реставрационного Совета. Члены Совета познакомились с результатами реставрации скульптуры Николая Андреевича Андреева (1873 – 1932) «Вакханка» (1911 – 1912 гг.).

Реставрационные работы проводились Владимиром Ильичом Черемхиным, реставратором из Государственного музея-усадьбы «Архангельское» (Московская область). Работы невозможно было бы провести без финансовой поддержки Министерства культуры Алтайского края.

Скульптура Н.А. Андреева «Вакханка» поступила в Государственный художественный музей Алтайского края в 1960 году из Государственной Третьяковской галереи. Это произведение принадлежит одному из самых известных и «сквозных» в творчестве знаменитого русского скульптора циклов 1900-х – 1910-х годов. Своих «Вакханок» Н.А. Андреев творил в унисон с характерным для эпохи модерна утверждением «дионисовского» начала, с раскрытием философии чувственно-вакханической природы человеческих страстей.

В 1910-1914 годах художник увлекается керамикой. Он даже устраивает в своей мастерской лабораторию, установив печь для обжига, и с помощью своей сестры Л.А. Андреевой, помогавшей ему в процессе обжига и росписи, выпускает ряд скульптурных майолик. Одна из лучших керамических «Вакханок» хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее, инвентарный номер в каталоге 1847, в этом же каталоге на странице 113 упомянута и наша «Вакханка».

Материал, из которого выполнена переданная в Барнаул скульптура, ошибочно значился как фаянс. Эта ошибка и привела к трагедии, которая случилась с работой Николая Андреева в середине 1960-х годов. Долгое время в фондах музея хранились черепки, некогда бывшие Андреевской «Вакханкой» без всякой надежды на реставрацию и возрождение.

В 1970 году работа была передана для проведения реставрационных работ скульптору Георгию Дмитриевичу Лаврову, который выполнил колоссальную работу по восстановлению скульптуры из множества осколков. И, чтобы скрыть места склеек и восполнений, покрыл ее большим слоем тонировки.   

Г.Д. Лавров справился с поставленной перед ним задачей блестяще. Сегодня трудно даже представить, как буквально из пыли художник возродил шедевр Андреева, не имея даже представления о том, как выглядела скульптура до случившейся с ней трагедии.

Сегодня же, московскому реставратору В.И. Черемхину необходимо было удалить слои тонировок по всей поверхности скульптуры, замастиковать трещины и покрыть новым слоем тонировки. В процессе работы по удалению тонировок открылась авторская поверхность скульптуры, на которой стали видны отпечатки пальцев Николая Андреевича и следы от инструмента, которым мастер дорабатывал скульптуру после вынимания из формы. С появлением новой информации было принято решение о проведении нового реставрационного совета и уточнения реставрационного задания. На совете решили по возможности сохранить авторскую поверхность и нанести небольшой слой тонировки максимально приближенным к цвету необожженной глины. В результате кропотливой работы, в течение месяца Владимиром Ильичом были завершены реставрационные работы, согласно реставрационному заданию.

Реставрационный Совет признал проведенную В.И. Черемхиным реставрацию выполненной на высоком профессиональном уровне.

Приглашаем познакомиться с виртуальной выставкой «Русский скульптор ар-деко. Георгию Лаврову - 125 лет» и узнать больше о подвиге Г.Д. Лаврова, связанном с восстановлением скульптуры Н.А. Андреева «Вакханка», а также о других его произведениях.

Ниже - фотографии скульптуры до и во время реставрации.