Павел Данилович Джура. Выставка в рамках проекта "Юбилейные даты художников Алтайского края". 17 июня - 11 августа 2014 года

Джура Павел Данилович (род. 1939)
Джура Павел Данилович (род. 1939)
Павел Данилович Джура - профессиональный художник, живописец, график, монументалист, театральный художник, чье творчество отличается яркой индивидуальностью и самобытностью.

Родился П.Д. Джура 18 июня 1939 года в с. Каратал Кировского района Талды-Курганской области Казахской ССР. С 1951 года жил в г. Алма-Ата. В 1954 году поступил в Алма-атинское художественное училище им. Н.В. Гоголя. После окончания училища, в 1959 году, поступил в Харьковский художественный институт. Но уже в 1961 году перевелся в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР (г. Ленинград), где его учителями были такие известные театральные художники, как М.П. Бобышов и А.И. Сегал. В 1965 году, после окончания института, был направлен на работу в Ярославский драматический театр им. Ф. Волкова в качестве художника-декоратора, где проработал с августа 1965 по январь 1966 гг.

В феврале 1966 года П. Д. Джура приехал в Барнаул и был принят на работу в Художественно-производственные мастерские Алтайского отделения Художественного фонда РСФСР, сразу же включившись в творческую жизнь города и края. В 1970 году П. Д. Джура стал членом Союза художников СССР (с 1991 - Всероссийская творческая общественная организация "Союз художников России").

В 1960-е-начале 1970-х годы П. Д. Джура много работал в области театрально-декорационного искусства. Им были выполнены эскизы декораций к трагедии У. Шекспира "Гамлет" (1966), к операм Н. А. Римского-Корсакова "Садко" (1967) и "Снегурочка" (1969), цикл эскизов к инсценировке Н. П. Охлопкова "Молодая гвардия" по роману А. А. Фадеева (1972) и др., построенные на глубоком проникновении в сущность произведения, на эмоциональном звучании пластической композиции, линейного ритма, цвета. К сожалению, по стечению обстоятельств, они не были воплощены на сцене.

В конце 1960-х-1980-е годы П. Д. Джура ярко проявил себя в области монументально-декоративного искусства, успешно воплощая свои творческие замыслы в различных техниках: маркетри, резьба по дереву, чеканка, роспись, сграффито. Среди его работ панно "Песни Алтая" (1969) для банкетного зала гостиницы "Центральная" г. Барнаула, роспись "Театр и время" в интерьере Дома культуры колхоза им. В. И. Ленина Благовещенского района Алтайского края, сграффито "Спорт" и "Театр" (обе 1985) для Дома культуры с. Усть-Пристань Алтайского края и др. Успехи художника в области монументально-декоративного искусства были отмечены его коллегами художниками-монументалистами.

В 1978 году П. Д. Джура вошел в секцию монументалистов Союза художников СССР, а также, стал членом экспертного совета монументалистов этого творческого объединения.

В течение всей своей творческой деятельности П. Д. Джура создает станковые живописные и графические произведения, работая в таких жанрах, как портрет, пейзаж и натюрморт. На юбилейной мини-выставке художника представлена его живописная работа "На Улаганском перевале", отличающаяся цельностью первого впечатления, яркостью, чистотой, звучностью цвета, поэтичностью и мажорностью настроения. На протяжении многих Павел Данилович Джура занимается альпинизмом. Он является первым художником, поднявшийся на вершину Белухи, самую высокую точку Алтая. "Горы испытывают человека. Чтобы подняться на вершину мало только крепких мышц. Нужнее крепкий дух. За счет сильного духа и создаются музыка, картины, что-то стоящее в жизни. Соединить свою душу - с душой Алтая - это то, что я ищу, в чем вижу смысл жизни", - говорит сам художник.

Куратор проекта Елена Ильинична Дариус,
старший научный сотрудник сектора "Отечественное искусство XX-XXI веков"
научно-исследовательского отдела ГХМАК
Джура П.Д. На Улаганском перевале. 2007 г. Холст, масло. 80х100,5.
Джура П.Д. Портрет дочери. 1982 г. Холст, масло. 90х75.
Джура П.Д. Аисты на болоте. 2001 г. Холст, масло. 75х89,5.