Собрание Художественного музея пополнилось произведениями художника А.С. Константинова (1927–1998), яркого представителя «второй волны» русского авангарда. 26 ноября 2021 года

  • поделиться в соц. сетях

Константинов Алексей Семёнович (1927–1998). Двое.1963–1964 г.
Константинов Алексей Семёнович (1927–1998). Двое.1963–1964 г.

18 ноября 2021 года в Екатеринбурге завершилась международная научно-практическая конференция «Вторая волна русского авангарда: региональные версии». Учёные, искусствоведы и работники музеев из России, Казахстана и Белоруссии представили свои исследования российского художественного авангарда 1950–1980-х годов.

Конференция сопровождалась выставкой произведений уральских авангардистов в резиденции губернатора Свердловской области. Значимой частью экспозиции стали работы Алексея Семёновича Константинова (1927–1998), художника, родившегося в деревне Курья Кытмановского района Алтайского края. После войны и службы на Дальнем Востоке Алексей Константинов переехал на Урал. В 1960–1980-х годах художник создавал эскизы для монументальных панно и росписей в Нижнем Тагиле и других городах СССР. Он экспериментировал с пластическими формами, исполняя заказные производственные работы. Всё это время он работает и как живописец, однако практически не выставляется: интерес к зарубежному искусству преграждал ему путь на выставки Союза художников. Первая персональная выставка Алексея Константинова прошла только в 2000 году, через два года после смерти автора.

Хранитель наследия художника, руководитель общественной организации «Пространство второго авангарда» Сергей Михайлович Лазарев во время конференции в Екатеринбурге передал для Художественного музея Алтайского края восемь произведений Алексея Константинова. Академик РАХ Михаил Юрьевич Шишин отобрал работы, представляющие разные грани творчества художника. Новые поступления включают эскизы для дипломной работы художника («Продавщица» (1964)), первые живописные поиски в духе модерна («Конжаковский камень IV» (1967–1969)), а также пластические эксперименты с пространством («Четвёртое измерение» (кон. 1970-х), лучевые композиции (кон. 1980–нач. 1990-х)). Среди поступивших в фонды музея работ есть и «Автопортрет» (1976) художника, раскрывающий в нём фигуру героическую и трагичную. Судьба художника-авангардиста зачастую связана со сверхусилием, с борьбой против устоявшихся норм.

Поступление в фонды произведений талантливого земляка позволит углубить и расширить научные и выставочные проекты музея, а также привлечь внимание к исследованию творчества художников «второй волны» русского авангарда.

Подробнее о А.С. Константинове и прошедших на Урале мероприятиях:

Новые пространства авангарда

О выставке «Предметое / беспредметное. Искусство тагильских художников» в Нижнетагильском музее изобразительных искусств

О выставке «Заря гражданственности новой» в Музее ИЗО

Разговор с Надеждой Гундыревой, зам.директора по основной деятельности и развитию Нижнетагильского музея изобразительных искусств

«Зеленый кот и просыпающаяся рыба, или полиморфия уральского авангарда 1980-2010-х гг.»

О выставке «Второй русский авангард: уральское измерение»

«Второй русский авангард»: уральское измерение»

Революционный авангард

Пространство второго авангарда

В публикации использованы изображения работ А.С. Константинова: Продавщица. Эскиз к одноимённой дипломной работе. 1964 г.; Портрет девочки. 1966 г.; Конжаковский камень VI. Ок. 1967 г.; Автопортрет. 1976 г.; Четвёртое измерение. Конец 1970-х гг; Лучевая композиция IV. Конец 1980-х–начало 1990-х.; Лучевая композиция I. Конец 1980-х–начало 1990-х.

Специалист сектора учёта
Государственного художественного музея Алтайского края
Лидия Юрьевна Рыжова