Завершилась реставрация экспоната из собрания Художественного музея. Декабрь 2021 года

  • поделиться в соц. сетях

В декабре 2021 года завершилась реставрация женского городского костюма из коллекции Государственного художественного музея Алтайского края.

Художественный музей имеет камерную и очень интересную коллекцию старинного городского костюма, приобретенного в Барнауле и Змеиногорске в 80-90 годах прошлого века. Изысканные блузы, пышные длинные юбки, строгие платья, сшитые мастерами портновского искусства на рубеже XIX-XX веков, отражают моду того времени, и господствовавший в ней стиль модерн. Сшитые из натуральных шелков и кашемиров, тончайшего батиста и муслина, эти одежды носились и в праздники, и в будни, поэтому в музейную коллекцию попали уже в обветшавшем состоянии.

Благодаря целевому краевому финансированию, направленному на реставрацию произведений для экспозиции в новом здании музея, была осуществлена реставрация женского костюма из семейной коллекции Грабельниковых. Мастером и хозяйкой этого костюма была Аксинья Дмитриевна Грабельникова, приехавшая на Алтай из г. Калязина Тверской губернии. По словам родственников, Аксинья Дмитриевна была искусной портнихой. Музей приобрел ряд предметов костюма и домашнего текстиля ее работы.  

Костюм из шелковой синей материи, состоящий из блузы, верхней и нижней юбки, имеет сложный крой со множеством конструктивных и отделочных деталей, что в целом характерно для женского костюма начала XX века. Блуза с отложным воротником, баской и поясом из черного тонкого плиссированного шифона, и застежкой на левой стороне украшена брошью из кабошонов с бисером и стразами.

Костюм был сильно запылен, загрязнен, выгорел.  Шелковая ткань стала ломкой, в местах повреждений осыпалась. Многочисленные крупные и мелкие повреждения от моли, разрывы и утраты основной ткани и подкладки, разрушение швов придавали костюму не экспозиционный вид.

Работа художников-реставраторов ООО «Феномен» Н.П.СиницынойК.С.Чайковской, С.В. Скрипник подарили ценному музейному экспонату вторую жизнь. Бережно и осторожно костюм был очищен от загрязнений, подобран и окрашен в тон реставрационный материал (различные виды шелковой материи), утраты и повреждения перекрыты дублировочным материалом и укреплены фатином с использованием напыления сополимерного клея и зафиксированы реставрационной сеткой. Теперь памятник портновского искусства, свидетель прошедшей эпохи, имеет экспозиционный вид и готов к встрече со зрителем.