Русский аристократизм с британским акцентом. 17 мая - 29 августа 2014 года

Робертсон Кристина (1796-1854) Портрет М.И. Барятинской, в замужестве Кочубей. 1840-е гг.  Холст, масло. 101х78.
Робертсон Кристина (1796-1854) Портрет М.И. Барятинской, в замужестве Кочубей. 1840-е гг. Холст, масло. 101х78.
17 мая - 29 августа 2014 года в Государственном художественном музее Алтайского края работает выставка "Русский аристократизм с британским акцентом".

Министерство иностранных дел РФ и Британский Совет объявили 2014 год Перекрёстным годом культуры Великобритании и России. Этому и посвящена выставка английской художницы Кристины Робертсон из фондов Государственного художественного музея Алтайского края.

Кристина Сандерс в замужестве Робертсон родилась в небольшом городке Кингхорн в графстве Файф 17 декабря 1796 года. Первый художественный импульс и первые наставления в живописи она получила у своего дяди, Джорджа Сандерса, самостоятельно практикующего рисовальщика и миниатюриста. В 1822 году она вышла замуж за художника Джеймса Робертсона.

С 1823 года Кристина Робертсон регулярно участвовала в ежегодных академических выставках в Лондоне и Эдинбурге. В 1829 году ее избрали почетным членом Шотландской академии художеств. Она оказалась первой женщиной удостоившейся этой чести.

Распространение иллюстрированных изданий, выпускавшихся в 1830-1840-е годы, во многом содействовало укреплению репутации шотландской художницы не только в Британии, но и за границей. Эти издания доходили и до России, куда в 1839 году приехала Кристина Робертсон.

Тонкое и изящное искусство Кристины Робертсон, сохраняющее оттенок камерности даже в больших парадных портретах маслом, пришлось как нельзя кстати при русском дворе. Ей позировали члены царской семьи и многие представители высшей аристократии. В 1840-е годы Кристина Робертсон пишет большой заказной "Портрет М.И. Барятинской, в замужестве Кочубей". Этот портрет находится в фондах Государственного художественного музея Алтайского края, куда он поступил в 1960 году из Государственного исторического музея. Художница изображает статную молодую даму. Нежное, с красивыми чертами и правильным овалом тонко написанное лицо, гладкая причёска с уложенными в косы волосами, бархатное платье, прозрачный кружевной шарф, небрежно наброшенный на голову, блеск дорогих украшений создают образ изящной молодой аристократки.

В России Кристина Робертсон пишет множество портретов. Среди них: "Портрет княгини Марии Николаевны с детьми", "Дети и попугай", "Портрет княжны Марии Александровны", "Портрет императрицы Александры Фёдоровны", "Портрет княжны Марии Николаевны".

В 1854 году началась Крымская война, до предела обострившая русско-британские отношения. Кристина Робертсон лишилась покровительства императора и благосклонности заказчиков. Здоровье художницы ухудшается и в 1854 году она умирает.

Огромное наследие Кристины Робертсон после революции 1917 года оказалось разбросанным по всей территории бывшего Советского Союза. Выполненные ею портреты находятся сейчас в Симферополе, Ставрополе, Воронеже, Краснодаре, Омске, Самаре, Ташкенте, Алма-Ате, зачастую утратив имена как автора, так и модели.
Робертсон Кристина. Автопортрет. 1822 г. Музей Виктории и Альберта. Лондон