Завершилась реставрация двух экспонатов из собрания Художественного музея Алтайского края. 13 сентября 2022 года
13 сентября 2022 года в Государственном художественном музее Алтайского края состоялось заседание Реставрационного Совета. Члены Совета познакомились с результатами реставрации двух произведений: эскиза к картине «Щебенщики» авторства Александра Николаевича Самохвалова (1894-1971) и кашемировой юбки рубежа XIX–XX веков. Реставрация была проведена специалистами ООО «Феномен» (г. Москва) благодаря средствам краевой субсидии, ежегодно выделяемой Министерством культуры Алтайского края.
Эскиз к картине «Щебенщики» был закуплен у наследников Александра Самохвалова и поступил в музей в 1988 году. Большеформатная картина «Щебенщики» (1926) находится в Государственном Русском музее. Эскиз композиционно повторяет картину, но он интересен тем, что изображает ещё двух персонажей, не попавших в итоговый вариант произведения.
Ранее представить зрителю эскиз было невозможно из-за многочисленных повреждений. Реставраторы (Ю.В. Савкова и Н.П. Синицына) столкнулись со сложной задачей: произведение выполнено на картоне в смешанной технике с неустойчивыми пигментами. После проведения лабораторных исследований, было выполнено удаление поверхностных загрязнений, затем неустойчивый красочный слой был зафиксирован и укреплен. После этого можно было приступать к раздублировке, так как произведение было наклеено на гофрированный картон. Далее следовала промывка от желтизны и химическая обработка отдельных пятен. Разрывы и утраты восполнены и тонированы. Произведение было сдублировано на новую основу.
Переданный в реставрацию предмет декоративно-прикладного искусства – кашемировая юбка рубежа XIX–XX веков насыщенного горчичного цвета с тканым узором в виде цветка лилии, имеющая характерный для этого периода крой: прямой перед и удлинённая задняя часть, у пояса собранная в складки. Юбка была частью праздничного костюма, о чем свидетельствует качественная и красивая ткань. Предмет имел неэкспозиционной вид: ткань ветхая и истонченная, множественные молевые утраты и загрязнения, надорванные швы.
В процессе реставрационных работ Ю.В. Федотовой проведены укрепление ткани, механическая и водная очистка предмета, дезинфекция и дезинсекция; удалены загрязнения. Для частичного ослабления пятен проведено тонирование красителями. С изнаночной стороны юбка полностью дублирована, восстановлены участки утраченных швов. На лицевой стороне крупные утраты перекрыты и дублированы локально. Укреплены авторские швы и застежки.
Реставрация проведена на высоком профессиональном уровне, отреставрированные предметы готовы к встрече со зрителем на выставках и в постоянной экспозиции на новом здании музея.