Открытие выставки «По канонам красоты» крестьянского и городского костюма, произведений русских художников из фондов музея.11 апреля 2024 года
11 апреля 2024 года, в 15.00, в Государственном художественном музее открывается выставка «По канонам красоты», представляющая коллекцию крестьянского и городского костюма, произведения русских художников конца XIX - начала ХХ веков из собрания музея. Живописные холсты и старинные полотна одежд, собранные в едином музейном пространстве, перекликаются между собой и говорят со зрителем на всеобщем языке искусства. Архитектоника, цвет, художественный образ, мастерство авторов формируют особое пространство – время, соединяющее прошлое, настоящее и будущее. В экспозиции – 48 экспонатов, подлинных шедевров из собрания музея.
Зритель увидит одежду различных этнографических групп и сословий горожан, проживавших на Алтае в конце XIX – первой половине ХХ века. Традиционный костюм старообрядцев, существующий вне моды, представлен в экспозиции предметами из разных десятилетий ХХ века, идеально сливающихся в стройный ансамбль. Единственное предназначение этой одежды - «покрывало быти плоти» не противоречило первородному стремлению человека к красоте, присутствующему в строгости и аскетизме молельной одежды. Красота в традиционном сознании прочно ассоциировалась со словом красный, и таким же значением наделялся цвет, присутствующий в костюме уймонских кержаков, и господствующий в «поляцком» комплексе сибирячихинских староверов. Привлекут внимание посетителей женский и мужской свадебный костюм 1900-х годов из курского с. Бутово, костюм воронежских переселенцев из с. Солтон Солтонского района, парочка, шитая по европейскому образцу, как пример городского женского платья конца XIX века.
Художественная часть выставки представлена портретными образами и жанровыми композициями, погружающими в быт, традиции, историю народного костюма.
Работа Николая Петровича Богданова-Бельского «Новые хозяева» изображает семью за чаепитием. Художник с фотографической точностью выписывает мельчайшие детали – каждую клеточку, каждую складочку на рубашках и юбках персонажей картины.
Небольшое живописное полотно Владимира Егоровича Маковского «Крестьянин с кнутом» (1895) с реалистической правдивостью создает образ крестьянина в той одежде, в которой он занимался повседневными делами.
Любимая тема Александра Алексеевича Бучкури — русская деревня, с её укладом жизни, обычаями, традициями. В работе «Баба» (1909) броскими, живописными мазками художник создает живой, красочный образ крестьянки, тщательно выписывая детали ее одежды. В портретном образе Ивана Георгиевича Дроздова «Украинка (1916), жанровых сценах Алексея Ивановича Стрелковского «Гадание» (1876), Александра Петровича Соколова «Наедине» (1897) героини демонстрируют яркое разнообразие народных традиционных костюмов.
Разнообразные модные фасоны, и одежда, не подчиненная моде, произведения русских художников, видевших красоту и поэзию народного костюма, дадут представление о характерах, нравах, традициях и быте той эпохи, когда одежда была произведением искусства и шилась на века.
Выставка работает с 11 апреля по 12 мая 2024 года.