Открытие выставки П.П. Кончаловского «Он был создан для живописи» к 140-летию художника. 11 февраля 2016 года

  • поделиться в соц. сетях

Кончаловский Петр Петрович (1876-1956) Дача. 1919 г. Холст, масло. 48х59.
Кончаловский Петр Петрович (1876-1956) Дача. 1919 г. Холст, масло. 48х59.
11 февраля 2016 года, в 12.00, в Государственном художественном музее Алтайского края состоится открытие очередной выставки из цикла «Выдающиеся юбиляры из коллекции музея».

Вниманию зрителей будет предложена редкая экспозиция работ Петра Петровича Кончаловского (1876-1956). Как отмечали современники художника: «Он был создан для живописи, ощущал мир живописно - как пиршество красок - и едва ли не олицетворял собой само это искусство».

Работы Кончаловского из коллекции нашего музея чрезвычайно востребованы, их чаще можно видеть на выставках в Москве, нежели в Барнауле. Пять полотен художника хранятся в нашем музее. На юбилейной выставке, посвященной 140-летию художника, можно увидеть четыре работы: два натюрморта 1920-х годов и два пейзажа 1910-х и 1940-х годов.

Большинство работ поступило в музей из коллекции сына художника, живописца и графика, заслуженного художника России Михаила Петровича Кончаловского в 1973 году: «Дача» (1919 г., холст, масло, 54,5х63,5), «Натюрморт» (1928 г., холст, масло, 89,5х75), «Ветлы» (1947 г., холст, масло, 101х76,5). Четвертая работа  - «Натюрморт» (1920 г., холст, масло, 89х104) - поступила в музей из Алтайского государственного краеведческого музея в 1959 году. Это произведение представляет особый интерес, так как, по-видимому, принадлежало Музею изящных искусств, созданному в Барнауле в 1920-м году и просуществовавшем до 1927 года.

Когда молодые художники Барнаула, организовавшие музей, разъехались из города, художественная жизнь стала затихать и уникальная коллекция, а это 120 ценнейших экспонатов, приводивших в восторг всех любителей искусства Сибири, безвозвратно исчезла. Осколки знаменитой коллекции сохранились в старейшем в Сибири Алтайском государственном краеведческом музее.

Произведения из юбилейной экспозиции принадлежат основным периодам творчества художника. Известно, что влюбленный в постимпрессионизм и увлеченный искусством Гогена, Ван Гога, Сезанна, молодой Кончаловский становится в 1911 году одним из учредителей художественного объединения «Бубновый валет». Художественный критик Александр Бенуа называл представителей «Бубнового валета» «русскими сезаннистами». Однако творчество членов объединения не ограничивалось постимпрессионизмом. В их работах прослеживался также дух кубизма и фовизма, наблюдались нотки русского лубка. Именно к этому периоду и принадлежит наша работа «Дача» (1919).  Но уже в 1920-е годы Кончаловский отходит от тенденций живописи «Бубнового валета». Его творчество становится более реалистичным и именно тогда он дарит молодому барнаульскому музею свою работу «Натюрморт» (1920), столь характерную для его творческих исканий той поры. К 1940-м годам Петр Петрович выдвигается в ряд ведущих мастеров советской живописи. Пейзаж «Ветлы» (1947) написан как раз в это время. Пейзаж наполнен поэтическим утверждением радости жизни и проникнут, как и многое работы этого времени, национально-романтическим настроением.

Мощная живопись, яркий колорит, отличают все работы выдающегося живописца XX века из нашего собрания. По выражению художественного критика Николая Пунина, всю жизнь Петр Кончаловский являл «очень редкое явление живописца чистой воды. Он мыслил красками, валерами, фактурой». «Главное в живописи – живопись, - любил подчеркивать художник, - ибо только тогда идея, мысль, сюжет могут воздействовать на зрителя. Только через живопись может художник сообщить свои мысли и чувства зрителю. Такова природа искусства».

Творческий путь Петра Петровича Кончаловского был долог – почти пятьдесят лет. До последних дней своей жизни Петр Петрович упоенно работал, ежегодно показывая зрителю свои новые работы. При жизни у художника состоялось 15 персональных выставок. После его кончины музеи России регулярно организуют крупные и небольшие выставки художника, чтобы отдать дань уважения могучему таланту великого живописца.

Выставка работает с 11 февраля по 09 октября 2016 года.

Другие произведения из коллекции ГХМАК можно посмотреть на сайте в разделе Коллекции.

Репортаж о выставке Н.С. Царевой на информационном канале «Наши новости» 15.02.2016

Куратор выставки - Наталья Степановна Царева,
зам. директора по научной работе