Аннотация выставки «О времени и о себе» из фондов Художественного музея. К 85-летию художника-шестидесятника В.Е. Попкова. 09 марта - 10 декабря 2017 года

Попков Виктор Ефимович (1932-1974) «Гриша». 1970 г. Холст, масло. 90,0х72,5.
Попков Виктор Ефимович (1932-1974) «Гриша». 1970 г. Холст, масло. 90,0х72,5.
С 9 марта по 10 декабря 2017 года в Государственном художественном музее Алтайского края работает выставка «О времени и о себе» из цикла «Выдающиеся юбиляры из коллекции музея».

Она открывается к 85-летию со дня рождения Виктора Ефимовича Попкова (1932-1974), одного из самых известных русских художников второй половины XX века.

В экспозиции всего пять работ, но лишь одна из них, «Гриша» (1970), принадлежит кисти Виктора Ефимовича. Четыре другие работы выполнены другом художника, его верным соратником и женой, сокурсницей по Московскому государственному художественному институту им. В.И. Сурикова (мастерская народного художника СССР Евгения Александровича Кибрика), замечательным графиком, Кларой Ивановной Калинычевой.

Искусствоведы говорят, чтобы понять художника, нужно отправиться в страну его творчества. «Страны творчества» Клары Калинычевой и Виктора Попкова разнообразны и похожи. Это Москва и Подмосковье, Карелия и русский Север, Камчатка и тихие старинные города Переяславль-Залесский, Боровск. Но в то же время их творчество очень индивидуально, а у Клары Калинычевой еще и оптимистично. Калинычева умела видеть красоту даже в примелькавшемся, обыденном, и всякий раз, каждой новой свой работой словно приглашала нас, зрителей, порадоваться вместе с нею этому открытию.

Попков и Калинычева - художники, принадлежащие блистательной плеяде «шестидесятников». Их творческий путь начался в период «оттепели», тогда же были созданы и лучшие произведения.

«Я знаю художников, для которых в первую очередь важно – «как». Я так не умею. Если нет жизненного толчка – я не могу писать. Мне важно и «что». Все зависит от того, каков ты сам – как человек, как художник, есть ли в тебе внутренняя цельность. Это главное в творчестве»,  – эти слова принадлежат Виктору Попкову, их он однажды высказал в беседе с московским художественным критиком Григорием Анисимовичем Анисимовым, и Клара Калинычева подписалась бы под каждым из этих слов.

Григорий Анисимов для Виктора Попкова был не только искусствоведом, писателем, пишущим о современном искусстве, но и близким другом, поэтому-то и делился он с ним самым главным, сокровенным.

В начале 1970-х годов Виктор Попков написал картину-портрет «Гриша», посвященную другу. Это было время, когда художник задумал и создал целый ряд произведений, где моделями ему служили друзья, художники, люди творческого труда.

Современники отмечали, что искусство Попкова во многом автобиографично и героями его работ были люди, к которым художник был по-настоящему привязан. Таким близким человеком для Попкова и был Григорий Анисимов.

Выставка получилась камерная, но в этих пяти работах заключено множество смыслов, правдиво и беспристрастно рассказывающих нам о художниках и о времени, в котором они жили и творили.

Куратор выставки
Царева Наталья Степановна,
заместитель директора по научной работе,
т. (385-2) 50-22-27, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Калинычева Клара Ивановна (1933-1999) «Русское поле». 1983 г. ДВП, темпера. 69,0х86,0.
Калинычева Клара Ивановна (1933-1999) «У самого синего моря». 1983 г. Картон, темпера. 68,3х86,0.
Калинычева Клара Ивановна (1933-1999) «Осенняя пора». Из серии «Моя милая родина». 1982-1989 гг. Бумага, темпера. 49,6х69,5.