Аннотация выставки «Волны Чёрного моря: Айвазовский… и не только» к 200-летию И.К. Айвазовского. 28 июня – 03 сентября 2017 года

Айвазовский Иван Константинович (1817–1900) «Феодосия в лунную ночь. Вид с балкона дома Айвазовского на море и город». 1880 г. Холст, масло. 44,2 х 64,6
Айвазовский Иван Константинович (1817–1900) «Феодосия в лунную ночь. Вид с балкона дома Айвазовского на море и город». 1880 г. Холст, масло. 44,2 х 64,6
С 28 июня по 03 сентября 2017 года, в Государственном художественном музее Алтайского края работает выставка «Волны Чёрного моря: Айвазовский… и не только».

В 2017 году исполняется 200 лет со дня рождения знаменитого русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.  Этому юбилею и посвящена выставка «Волны Чёрного моря: Айвазовский… и не только».

В центре экспозиции – произведения мастера из фондов Государственного художественного музея Алтайского края, относящиеся к разным периодам его творчества – авторское повторение 1857 года знаменитого полотна «Девятый вал» и «Феодосия в лунную ночь. Вид с балкона дома Айвазовского на море и город» (1880).

Рождённый у моря, в Феодосии, художник посвятил свое творчество изображению величественной, изменчивой и необъятной морской стихии. Профессор и академик, признанный многими европейскими Академиями художеств, Айвазовский своим творчеством прославил русских мастеров кисти за границей, а у себя на родине, в России приобрёл всеобщее признание и почёт. За свою долгую жизнь (1817-1900) он создал невероятное количество произведений – более шести тысяч! Такое огромное наследие появилось благодаря поразительной работоспособности, феноменальной памяти, живому воображению, техническому мастерству и страстному темпераменту мастера.

В экспозицию выставки включены произведения русских художников XIX – начала XX века, в которых в той или иной форме претворяется романтическая тема морской стихии.

Огромное влияние марин Айвазовского в ранний период творчества испытал на себе один из лучших русских художников батальной и исторической марины Алексей Боголюбов (1824-1896). Большое эпическое полотно «Бой русского фрегата с турецкими кораблями» (1857) посвящено подвигам Черноморского флота в русско-турецкой войне. Прекрасный и суровый образ морской стихии воссоздают в своих произведениях художники Александр Гине («Морской пейзаж», 1860) и Владимир Орловский («Пейзаж с облачным небом», 1883).

В работе «Берег моря» 1907 года Кузьма Петров-Водкин отдаёт дань живописи символизма. Романтический образ возвышенного сверкающего мира как некоего волшебного храма природы  предстаёт в картине Николая Химоны «Отшельник на ступенях храма» (1899).

Морская стихия, с её простором, с постоянной сменой состояний во все времена вдохновляла и продолжает вдохновлять человека, рождает в его душе поэтические, романтические образы, размышления о смысле жизни и вечности мироздания.

Кураторы выставки:
Гусельникова Наталья Александровна,
старший научный сотрудник ГХМАК;
Хорева Вера Викторовна,
старший научный сотрудник ГХМАК
т. (3852) 50-22-27
Айвазовский Иван Константинович (1817 – 1900) «Девятый вал. (Авторская реплика)». 1857 г. Холст, масло. 28х42,4
Боголюбов Алексей Петрович (1824 – 1896) «Бой русского фрегата с турецкими кораблями». 1857 г. Холст, масло. 119х190,5
Киселёв Александр Александрович (1838-1911) «Кадошский мыс в Туапсе». 1908-1909 гг. Картон, масло. 15,5х25,1