Аннотация выставки «Первые художники Алтая» - диссертация Л.И. Снитко» к 90-летию со дня рождения искусствоведа Л.И. Снитко (1928-1982). 7 февраля - 22 апреля 2018 года
С 7 февраля по 22 апреля 2018 года в Государственном художественном музее Алтайского края работает выставка «Первые художники Алтая» - диссертация Л.И. Снитко», посвященная памяти Ларисы Иосифовны Снитко (1928-1982) и 60-летию музея. Всего в выставку вошли 22 работы алтайских художников.
Наиболее активно художественная жизнь на Алтае начала развиваться только с начала XX века. Тон ей задавали такие выдающиеся художники как Григорий Иванович Гуркин и Андрей Осипович Никулин.
Григорий Иванович Гуркин (1870–1937) посвятил Алтаю все свое творчество и стал основоположником профессионального алтайского искусства. Его живописное и графическое наследие составляет гордость музейного собрания. Талантливый самородок, самобытный и глубоко национальный мастер, великолепный живописец и рисовальщик, Гуркин был продолжателем реалистического русского пейзажного искусства второй половины XIX века.
Особый вклад в комплектование и изучение творчества художника внесла Л.И. Снитко. В настоящее время ГХМАК располагает самой большой, по сравнению с другими музеями, коллекцией работ Г. И. Гуркина – 104 живописных и 2000 графических произведений.
«Первым сибирским импрессионистом» называют алтайского художника Андрея Осиповича Никулина (1878–1945). Он был одним из первых живописцев, принесших в Сибирь и, в частности, на Алтай, веяния пленэрной живописи.
Во время учебы в Петербурге произошло знакомство Никулина с алтайским художником Г. И. Гуркиным и фольклористом, этнографом и музыковедом А. В. Анохиным. Завязавшееся знакомство затем переросло в теплые дружеские отношения между ними, которые сохранялись до конца их жизни. «В этом кругу, – как отмечала искусствовед Л. И. Снитко, – закладывались идеи служения своему краю, строились планы просвещения далекой окраины России».
Летом 1908 года в Барнауле состоялась первая персональная выставка А. О. Никулина. Она проходила в Народном доме и стала первой художественной выставкой в городе.
С Алтаем были связаны несколько последних лет жизни талантливого художника Алексея Николаевича Борисова (1889–1937), который приехал на Алтай уже сложившимся мастером. Борисов был инициатором объединения художников города и края, постоянно писал в местной периодической печати о необходимости художественного воспитания населения, о сохранении художественного музея. Выступал с предложениями проведения публичных лекций по искусству, организации библиотеки для художников. Несмотря на то, что педагогическая и общественная работа занимала много времени у Алексея Николаевича Борисова, он активно работал творчески. В настоящие время практически все известные сохранившиеся работы Борисова находятся в собрании Государственного художественного музея Алтайского края (около 70 произведений). Самые лучшие из них, позволяющие судить о поисках и тенденциях изобразительного искусства Алтая в 1920–1940-е годы, представлены в экспозиции выставки: «Автопортрет», «Вид с горы на Элекмонар», «Портрет жены в черном».
В 1918 году в Барнауле было организовано Алтайское художественное общество (АХО). Членами АХО стали Андрей Осипович Никулин, Елена Людвиговна Коровай (на выставке представлена ее работа «Мостик в лесу»), Михаил Иванович Курзин, Василий Васильевич Карев (на выставке экспонируется произведение «Мертвый кедрач»), Вадим Николаевич Гуляев и др. Л. И. Снитко отмечала, что это творческое объединение было средоточием всей культурной жизни города и края.
Г. И. Гуркин, А. О. Никулин, А. Н. Борисов, входившие в творческое объединение «Алтайское художественное общество» художники М. И. Курзин, Е. Л. Коровай, В. В. Карев сыграли большую роль в становлении и развитии профессионального искусства на Алтае в первой трети ХХ века. Они много сделали для развития художественного образования на Алтае, повышения художественной культуры населения. Художники проводили выставки, открыли художественные школы и студии, читали лекции по изобразительному искусству, создали и затем пытались сохранить уникальную коллекцию первого художественного музея. Их деятельность стала тем фундаментом, на котором впоследствии, уже в послевоенные годы, стало интенсивно развиваться искусство Алтайского края.
Выставка «Первые художники Алтая» - диссертация Л.И. Снитко» демонстрирует активную собирательскую деятельность Ларисы Иосифовны Снитко, благодаря которой музей сегодня обладает уникальным собранием произведений первых профессиональных художников Алтая.