Аннотация выставки «Первые художники Алтая» - диссертация Л.И. Снитко» к 90-летию со дня рождения искусствоведа Л.И. Снитко (1928-1982). 7 февраля - 22 апреля 2018 года

С 7 февраля по 22 апреля 2018 года в Государственном художественном музее Алтайского края работает выставка «Первые художники Алтая» - диссертация Л.И. Снитко», посвященная памяти Ларисы Иосифовны Снитко (1928-1982) и 60-летию музея. Всего в выставку вошли 22 работы алтайских художников.

 

Наиболее активно художественная жизнь на Алтае начала развиваться только с начала XX века. Тон ей задавали такие выдающиеся художники как Григорий Иванович Гуркин и Андрей Осипович Никулин.

 

Григорий Иванович Гуркин (1870–1937) посвятил Алтаю все свое творчество и стал основоположником профессионального алтайского искусства. Его живописное и графическое наследие составляет гордость музейного собрания. Талантливый самородок, самобытный и глубоко национальный мастер, великолепный живописец и рисовальщик, Гуркин был продолжателем реалистического русского пейзажного искусства второй половины XIX века.

 

Особый вклад в комплектование и изучение творчества художника внесла Л.И. Снитко. В настоящее время ГХМАК располагает самой большой, по сравнению с другими музеями, коллекцией работ Г. И. Гуркина – 104 живописных и 2000 графических произведений.

 

«Первым сибирским импрессионистом» называют алтайского художника Андрея Осиповича Никулина (1878–1945). Он был одним из первых живописцев, принесших в Сибирь и, в частности, на Алтай, веяния пленэрной живописи.

 

Во время учебы в Петербурге произошло знакомство Никулина с алтайским художником Г. И. Гуркиным и фольклористом, этнографом и музыковедом А. В. Анохиным.  Завязавшееся знакомство затем переросло в теплые дружеские отношения между ними, которые сохранялись до конца их жизни. «В этом кругу, – как отмечала искусствовед Л. И. Снитко, – закладывались идеи служения своему краю, строились планы просвещения далекой окраины России».

 

Летом 1908 года в Барнауле состоялась первая персональная выставка А. О. Никулина. Она проходила в Народном доме и стала первой художественной выставкой в городе.

 

С Алтаем были связаны несколько последних лет жизни талантливого художника Алексея Николаевича Борисова (1889–1937), который приехал на Алтай уже сложившимся мастером. Борисов был инициатором объединения художников города и края, постоянно писал в местной периодической печати о необходимости художественного воспитания населения, о сохранении художественного музея. Выступал с предложениями проведения публичных лекций по искусству, организации библиотеки для художников. Несмотря на то, что педагогическая и общественная работа занимала много времени у Алексея Николаевича Борисова, он активно работал творчески. В настоящие время практически все известные сохранившиеся работы Борисова находятся в собрании Государственного художественного музея Алтайского края (около 70 произведений). Самые лучшие из них, позволяющие судить о поисках и тенденциях изобразительного искусства Алтая в 1920–1940-е годы, представлены в экспозиции выставки: «Автопортрет», «Вид с горы на Элекмонар», «Портрет жены в черном».

 

В 1918 году в Барнауле было организовано Алтайское художественное общество (АХО). Членами АХО стали Андрей Осипович Никулин, Елена Людвиговна Коровай (на выставке представлена ее работа «Мостик в лесу»), Михаил Иванович Курзин, Василий Васильевич Карев (на выставке экспонируется произведение «Мертвый кедрач»), Вадим Николаевич Гуляев и др. Л. И. Снитко отмечала, что это творческое объединение было средоточием всей культурной жизни города и края.

 

Г. И. Гуркин, А. О. Никулин, А. Н. Борисов, входившие в творческое объединение «Алтайское художественное общество» художники М. И. Курзин, Е. Л. Коровай, В. В. Карев сыграли большую роль в становлении и развитии профессионального искусства на Алтае в первой трети ХХ века. Они много сделали для развития художественного образования на Алтае, повышения художественной культуры населения. Художники проводили выставки, открыли художественные школы и студии, читали лекции по изобразительному искусству, создали и затем пытались сохранить уникальную коллекцию первого художественного музея. Их деятельность стала тем фундаментом, на котором впоследствии, уже в послевоенные годы, стало интенсивно развиваться искусство Алтайского края.

 

Выставка «Первые художники Алтая» - диссертация Л.И. Снитко» демонстрирует активную собирательскую деятельность Ларисы Иосифовны Снитко, благодаря которой музей сегодня обладает уникальным собранием произведений первых профессиональных художников Алтая.

 

 

 

Куратор выставки
Наталья Степановна Царева,
заместитель директора ГХМАК
по научной работе,
т. (3852) 50-22-27