Аннотация выставки «Два мастера: Горький и Цаплин» к 150-летию со дня рождения А.М. Горького. 22 - 31 марта 2018 года

С 22 марта по 31 марта 2018 года в Государственном художественном музее Алтайского края работает выставка «Два мастера: Горький и Цаплин», посвященная 150-летию со дня рождения А.М. Горького.

 

Заметное оживление художественной жизни Алтайского края проявилось в тяжелые годы Великой Отечественной войны, когда на Алтай приехали художники, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Харькова. Среди них был и скульптор Д. Ф. Цаплин. Алтай стал эпизодом в его творческой жизни, но эпизодом значительным, как для творчества самого скульптора, так и для искусства Алтая в целом.

 

Несмотря на трудные условия военного времени, в Алтайском крае было организовано несколько крупных художественных выставок, в которых принимали участие как местные, так и эвакуированные художники. К выставкам издавались каталоги, афиши и пригласительные билеты.

 

Уже на первой такой выставке, открывшейся в 1942 году в Барнауле в Музее Алтайского края (ныне Алтайский государственный краеведческий музей), была показана работа выдающегося советского скульптора Дмитрия Филипповича Цаплина (1870–1967) «Портрет М. Горького», находящаяся сейчас в коллекции ГХМАК и представленная на выставке.

 

Все, кто когда-либо писал об искусстве Д. Ф. Цаплина, единодушно отмечали, что его творчество так же ярко, необычно, самобытно, как и вся его судьба. Родившийся в бедной крестьянской семье в Саратовской губернии, Цаплин самостоятельно совершенствовал свое мастерство, доводя до высокой степени профессионализма врожденное у него чувство формы и материала.

 

На Алтае Цаплин жил с 1941 по 1943 гг. Известно, что здесь им были выполнены портреты М. Горького, В. И. Ленина, Героя Советского Союза Фомина (два последних в дереве).

 

Уже в первых работах Цаплина проявилась его способность чувствовать материал, работать с ним не на основе подчинения его своей идее, что было традиционным, не на насилии над ним, а на основе сотворчества. Для Цаплина было характерно умение почувствовать, увидеть в стволе дерева или каменном блоке «живущий» в нем образ, стремление высвободить его, помочь ему родиться.

 

Высеченный из такого твердого материала, как гранит, «Портрет М. Горького», не кажется закованным в его блоке. Он воспринимается естественно и гармонично. Романтизированный Цаплиным образ известного писателя отличается безусловным портретным сходством, он выглядит монументально и значительно.

 

В годы пребывания за границей Цаплин постоянно обращался в своем творчестве к анималистическому жанру, любил его. Примером этому служит работа «Сокол», выполненная из искусственного камня, поступившая в музей в 1976 году от родственников скульптора и представленная на выставке.

 

Цаплин работал над «Соколом» в те же годы, что и над скульптурным портретом Максима Горького. Поэтому, как отмечала директор музея И. К. Галкина, в «Соколе» «заключена идея, выходящая за рамки обычного анималистического жанра. Образ Сокола в скульптуре ассоциируется с гордой и свободолюбивой птицей-символом из романтической «Песни о Соколе»».

 

 

Куратор выставки
Светлана Александровна Артюхова,
заведующая сектором выставок ГХМАК,
(3852) 50-22-24