Аннотация выставки из фондов музея «Бессмертный Гоголь: путь к образу», посвященной 215-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. 06 марта - 15 июня 2024 года

С 6 марта по 15 июня 2024 года в Государственном художественном музее Алтайского края работает выставка «Бессмертный Гоголь: путь к образу», посвященная 215-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (1809-1852).
В экспозиции – 16 иллюстраций двух известнейших художников книги – Алексея Ильича Кравченко и Евгения Адольфовича Кибрика к «Петербургским повестям», центральное место среди которых заняла повесть «Портрет». Это произведение – знаковое для обоих мастеров, ведь его главным героем является художник Андрей Петрович Чартков. Выставка призвана показать, что искусство книги может иметь множество смысловых ролей: одно и то же творение Н.В. Гоголя авторы трактуют по-разному, наполняя его новыми смыслами.
Произведения Гоголя, иллюстрированные Алексеем Ильичем Кравченко, издавались неоднократно. Для Алексея Кравченко, художника с горячим романтическим темпераментом, Гоголь был своего рода «русским Гофманом». В миниатюрных, драматических по характеру оттисках, Николай Гоголь – совершенный мистик. В работах графика к повести «Портрет» - острый, колючий, ломаный штрих, обобщенные формы, которые далеки от натуральных. Экспрессия, нервные жесты гротескных, несколько угловатых фигур, контраст света и тьмы. Как никто другой, Алексей Кравченко сумел сделать трудоемкую, медленную технику ксилографии экспрессивной. Его иллюстрации не следуют буквально тексту, а передают психологическое состояние персонажей.
Евгений Адольфович Кибрик, напротив, вводит в станковые листы цитаты из Гоголя. Художник считал, что гоголевские слова помогают глубже понять изображаемое. В работе над серией к повести «Портрет» Евгений Адольфович применил любимую им литографию. Работы исполнены в технике рисунка литографским карандашом и пером, одноцветно, без дополнительного второго цвета, дающего плотность, декоративную броскость. Иллюстратору хотелось сделать легкие рисунки, которые как бы возникали из листа бумаги и растворялись в нём. По стечению обстоятельств, Евгением Кибриком были сделаны не одна, а целых две серии литографий к «Портрету»: сначала станковая, затем книжная. Книжные иллюстрации художник делал позже, по договору с издательством, постоянно ища новые, незапланированные решения.
И Алексею Ильичу Кравченко, и Евгению Адольфовичу Кибрику удалось создать иллюстрации, которые по-разному, но образно точно передали манеру изложения Гоголя и получили признание, как среди критиков, так и среди широкого круга читателей. Зритель, пришедший на выставку, получит уникальную возможность познакомиться с подлинными шедеврами книжной графики.