Аннотация выставки «Взгляд в мечту» из фондов музея к 130–летию со дня рождения Александра Самохвалова. 20 июня - 22 сентября 2024 года
С 20 июня по 22 сентября 2024 года в Государственном художественном музее Алтайского края работает выставка «Взгляд в мечту», посвященная 130-летию со дня рождения художника Александра Николаевича Самохвалова (1894-1971). В экспозиции – 6 произведений художника из фондов музея.
Александр Самохвалов вошел в историю искусства как автор картин о советском труде и спорте, наполненных радостью и жизнелюбием. В его творчестве парадоксальным образом сошлись монументальность древнерусских фресок, краски Самарканда и модернистская тяга к экспериментам. «Ему, как никому другому, удалось создать образы, полные оптимистического настроя и пафоса утверждения новой жизни…», - писал искусствовед Виктор Меркушев. Его «Девушка в футболке» (1932), названная в Париже «Советской Джокондой», стала настоящим символом современной женщины: уверенной, спортивной, свободной.
Женским образам посвящено и большинство работ на выставке. Это и сильная, подгоняемая порывом ветра щебенщица с тачкой в руках, и спортивно сложенная девочка в красной косынке, и няня, бережно ухаживающая за детьми в яслях при коммуне «Ленинский путь», и монументальные купальщицы в картине «На берегу», вдохновленные пространственными поисками учителя К.С. Петрова-Водкина. Выставка открывает разные грани искусства Самохвалова, в котором сила и энергия соединяется с тонкой поэзией и лирикой образов.
Главный шедевр выставки – картина «Девочка с апельсином». Пять лет назад эта работа демонстрировалась в рамках выставочного проекта «Дейнека-Самохвалов» в ЦВЗ Манеже (г. Санкт-Петербург). Работа была написана в середине 1930-х, во время расцвета творчества художника. Как и все лучшие образы Самохвалова, «Девочка с апельсином» - образ многогранный. В этой юной девушке есть и сила, переданная через спортивную фигуру и уверенный разворот движения ее тела; и нежность, трепетно звучащая в складках ее одежды и волне локонов ее уложенных волос; и детская игривость в прищуре ее темных глаз. Именно ей – сильной, уверенной, веселой - предстоит с упоением преодолевать трудности в борьбе за построение нового мира.
Самохвалов всю жизнь стремился создать монументальный образ, не уступающий по силе воздействия средневековому храму, в котором бы слились воедино все идеалы и волнения современной эпохи. Но его мечты о грандиозной работе так и остались невоплощенными, он так и остался «художником без стены». И сегодня его картины, как осколки древней цивилизации, собранные воедино, способны рассказать нам о времени и людях, с радостью вставших на строительство новой страны и новой жизни, уверенно и смело смотрящих в эту несбыточную мечту.