Аннотация выставки из фондов музея «Сосуд, в котором красота». 16 октября - 9 ноября 2025 года
С 16 октября по 9 ноября 2025 года в Государственном художественном музее Алтайского края работает выставка традиционной и современной гончарной посуды, произведений отечественного искусства на тему крестьянского быта из фондов музея «Сосуд, в котором красота». В экспозиции – более 100 экспонатов, представляющих различные виды керамической посуды, живописные и графические произведения мастеров российского и алтайского искусства.
Посуда с незапамятных времен стала частью человеческой жизни. Одна из самых древних разновидностей посуды – керамическая, имелась у всех народов, и на протяжении многих веков приобрела выверенные, совершенные формы. В русской культурной традиции глиняная посуда и утварь — это важнейший предмет женского пространства, элемент культуры повседневности, атрибут многих обрядовых действ и объект искусства.
На выставке представлены различные виды керамической посуды. Необычно на современный взгляд выглядят старинные горшки и корчаги ручной лепки из задымленной керамики. Такую делали в каждом старообрядческом доме и строго берегли от чужих рук. Посуда, сделанная на гончарном круге, отличается плавностью линий, разнообразием и изяществом форм, идеально соответствующих своему назначению. Каждый предмет на выставке: крынка, кувшин, масленка, не смотря на общность форм и технологии изготовления, не похож на другой, отличается цветом, декором, способами обработки поверхности и каждый несет печать индивидуальности мастера, создавшего его сто лет назад.
Старинная посуда соседствует в музейном пространстве с работами Народных мастеров Алтайского края, в чьем творчестве сочетаются древние традиции и новые технологии, являя современные тенденции ремесла. Коллекция Виталия Гычева знакомит зрителя с самыми распространенными формами славянской традиционной посуды и авторскими экспериментами. Михаил Бывших предстает как автор крупной композиционной интерьерной керамики. Художественные керамические формы-образы Зинаиды Корчагиной неожиданны и полны доброго юмора. Кукольные композиции Марины Ивановой доказывают, что даже игрушка может быть гончарной.
Представленные в экспозиции живописные и графические произведения мастеров отечественного искусства служат своеобразными окнами, позволяющими увидеть жизнь старинных вещей.
Жанровая картина Михаила Будкеева погружает в интерьер крестьянской расписной избы, атмосфера которой передаёт повседневную красоту сельской жизни, с акцентом на простые, но выразительные тонкости интерьера. В тихом полумраке картин Майи Ковешниковой, словно в забытом уголке русской избы, возвышаются свежий каравай хлеба, узорная ткань полотенца, подчеркивая простоту и изобилие домашнего очага, а глиняная посуда – щедрость земли. Петр Кончаловский в своем полотне стремился показать красоту в обыденном, уделяя большое внимание детализации и точности передачи фактуры предметов. Вазы, фрукты, овощи – каждая деталь изображена им с большой любовью. Композиции натюрмортов Илзе Рудзите, Анатолия Невзгодина, Владимира Гречухина и других авторов вдохновляют на размышления о материальности и красоте повседневных вещей. В графических работах Петра Дика и Элеоноры Жареновой каждый сосуд рассказывает свою историю через форму и декор.
Выставка «Сосуд, в котором красота» — пример зрелищного и гармоничного диалога между различными видами искусства в пространстве, где экспонаты образуют многослойное повествование, погружая зрителя в мир красоты, мастерства и уважения к традициям.
