«Живая ткань театра». Аннотация передвижной выставки в АКУНБ им. В.Я. Шишкова из коллекции Художественного музея. 19 апреля - 07 июня 2019 года

А.Г. Поздеев. Спектакль режиссера Б.И. Цейтлина, 1974 г.
А.Г. Поздеев. Спектакль режиссера Б.И. Цейтлина, 1974 г.

С 19 апреля по 07 июня 2019 года в Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В.Я. Шишкова работает передвижная выставка «Живая ткань театра» из фондов Государственного художественного музея Алтайского края.

 

Художественная выставка стала частью масштабной книжно-иллюстративной выставки, посвященной Году театра в России. В экспозиции -  9 произведений: 7 живописных и 2 графических.  Картины так или иначе связаны с театральной темой: портреты актеров, эскизы декораций к спектаклям, сюжеты театральных постановок.

 

Зрелищны и выразительны работы красноярского художника Андрея Поздеева из серии «Театральные люди». Это гротескные и экспрессивные портреты режиссера Б.И. Цейтлина и актеров красноярского ТЮЗа. Андрей Геннадьевич Поздеев (1926-1998) - красноярский художник, член СХ с 1961 года. В 70-80-е годы круг общения художника был тесно связан с деятелями театра - режиссерами, актерами, музыкантами. Общаясь с «Театральными людьми» Андрей Геннадьевич оттачивал свое мастерство художника-портретиста, стремясь не просто передать внешнее сходство, а отразить суть человеческих характеров.

 

Алтайская художница Тамара Максимовна Ласкова (род. 1947) живописно воплотила в своих работах образы двух ведущих актеров Алтайского краевого театра драмы В.М. Шукшина: Д.Г. Паротикова и Г.А. Зориной. Путь Дементия Гавриловича Паротикова (1927-2011) к творческому самоутверждению был труден и тернист. Он познал бремя тревог, неуверенности в себе, демона сомнений, столь свойственных профессии актера. Среди самых любимых зрителями ролей Д. Г. Паротикова были Григорий Мелехов в «Тихом Доне» по роману М. Шолохова и Федор Таланов в «Нашествии» Л. Леонова, шекспировский Король Леонт и полицмейстер Коломийцев из драмы М. Горького «Последние». На эти спектакли барнаульские театралы ходили по несколько раз, наслаждаясь великолепной и правдивой игрой артиста. На выставке представлен ещё одна работа кисти Тамары Михайловны – портрет Галины Александровны Зорины, ведущей актрисы Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина.

 

Графические эскизы Павла Даниловича Джуры (род. 1939) к опере Н.А. Римского-Корсакого «Садко» и балету «Снегурочка» построены на глубоком проникновении в сущность музыкального произведения, эмоциональном звучании пластической композиции, линейного ритма, цвета.

 

Мир, создаваемый В. Э. Октябрём (род. 1952) в картине «Театр», узнаваем, но не всегда реалистичен. Работа символична, аллегорична и даже мистична.  Это не мизансцена спектакля, а, скорее, театр жизни, некая игра мужчины и женщины. Аллегорично само ее название. Это не мизансцена спектакля, а, скорее, театр жизни, некая игра мужчины и женщины.

 

Большое художественное и историческое значение имеет небольшое по формату произведение И.Е. Харина (1909-1995) «Краевой театр. Зима», рассказывающее не только о внешнем облике Барнаула, но и о жизни людей того периода. Тревожное военное время отражено в холодной, суровой работе, носящей этюдный характер. В этюде художник изобразил одну из старейших улиц Барнаула – ул. Ползунова и здание Краевого драматического театра. Здание, где сегодня располагается филармония, первоначально являлось Народным домом.

Куратор выставки

Крылова Виктория Игоревна,

мл. научный сотрудник сектора информационных технологий

научно-просветительского отдела КГБУ ГХМАК

т. (385-2) 50-22-24, e-mail: kryllova.v@gmail.com