Аннотация передвижной выставки «Отечественное искусство. Век XX-й» в Алтайской краевой научной универсальной библиотеке им. В.Я. Шишкова. 01 сентября - 30 сентября 2022 года

Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878-1968). На Красной площади.1920-е гг. Из собрания Государственного художественного музея Алтайского края
Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878-1968). На Красной площади.1920-е гг. Из собрания Государственного художественного музея Алтайского края

С 1 сентября по 30 сентября 2022 года в Алтайской краевой научной универсальной библиотеке им. В.Я. Шишкова работает передвижная выставка «Отечественное искусство. Век XX-й».

Проект стал победителем краевого конкурса на предоставление грантов Губернатора Алтайского края в сфере культуры на 2021 год в номинации «Музейная деятельность». Он призван познакомить жителей Алтайского края с музейной коллекцией отечественной живописи XX века, показав основные этапы развития отечественного искусства этого периода. Посетители передвижной выставки смогут увидеть 10 шедевров Художественного музея, написанных известными советскими художниками: П.П. Кончаловским, П.В. Кузнецовым, Ю.И. Пименовым, Г.М. Шегалем, А.Р. Эберлингом, Ю.М. Непринцевым, П.П. Смукровичем, С.А. Виноградовым и др.

Период начала XX века в развитии отечественного искусства сложен и многогранен. Первые два десятилетия XX в. — время создания новых форм, образов, выразительных средств, открытия заново древнерусского наследия и появления интереса к более глубокому изучению национальных корней и традиций. В работах С.А. Виноградова «Красная дача», А.Р. Эберлинга «В горах Тосканы», П.П. Кончаловского «Дача», написанных до середины 20-х годов, ярко выражена свобода выбора темы, колористических решений, пластических средств.

Теме защиты Отечества художники всегда уделяли большое внимание. Корнями она уходит в далекую историю России, которая не однажды подвергалась нападениям иноземных захватчиков. Но всякий раз русские люди объединялись в едином порыве и освобождали родную землю от врагов. В экспозиции представлены работы художников, участников и очевидцев событий Великой Отечественной войны 1941-45 гг.: П.П. Смукровича «За боевые заслуги», Ю.М. Непринцева «Пей, сынок, пей!». Эти работы ценны своей достоверностью и остротой непосредственного восприятия событий войны. Они пронизаны героическим духом и вместе с тем наполнены живым и пронзительным человеческим теплом.

Другая тема, посвященная эпохальному событию, всколыхнувшему всю страну, стала важной в изобразительном искусстве 50-х годов. В 1954 году началось освоение целинных и залежных земель в Казахстане, Поволжье, Сибири, на Урале, Дальнем Востоке и в Крыму. Следуя целинной романтике, художники из различных регионов страны поехали в творческие командировки. В экспозицию вошли произведения признанных художников из центральной России: И.И. Горохова «Дела колхозные», И.С. Иванова-Сакачёва «Техпомощь прибыла», И.В. Соколовой-Галицкой «Новосёлы».

В этот период начинается новый расцвет художественного творчества на Алтае. Появляются художники, которых мы сейчас называем мастерами алтайского искусства. К ним относятся А.Г. Вагин («На весенние работы»), В.Ф. Добровольский, С.И. Чернов («Степные огни (из серии «Обь целинная»), работы которых - в составе выставки. Благодаря живописи с натуры и высокому профессиональному мастерству художников, зрители смогут ощутить дух того времени, героику и романтику целинных будней.

Темам восстановления страны в послевоенный период, мирного труда и отдыха посвящены произведения: П.Я. Алехина «Сбор яблок», В.С. Захаркина «Сенокос», С.Ф. Якушевского «Весна», Ю.И. Пименова «Капитель», Б.В. Корнеева «Школьники на концерте» и др. Эти работы объединены светлым чувством радости мирной жизни и надежды на лучшее.  

Произведения напечатаны фирмой «Арт-Экспо» (г. Ставрополь) по технологии жиклe (от французского Le gicleur – «распылять, разбрызгивать»). Она позволяет получать эксклюзивные цифровые художественные репродукции, полностью воссоздавая бессмертный шедевр на натуральном холсте и воспроизводя мельчайшие нюансы цвета и светотени, передавая характер и фактуру мазка.

Сотрудники музея надеются, что знакомство жителей с. Мамонтово с коллекцией Художественного музея через передвижную выставку будет ярким и запоминающимся событием, а также побуждающим к реальному посещению музейных экспозиций в городе Барнауле.

Куратор выставки:
Юлия Сергеевна Манякина,
научный сотрудник сектора информационных технологий
научно-просветительского отдела
Государственного художественного музея Алтайского края,
8 (3852) 50-22-24