«Алтай. Образ. Время». Выставка во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. 18 - 30 марта 2014 года

18 - 30 марта 2014 года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва, ул. Делегатская, д. 3), в залах № 18-21, работает выставка "Алтай. Образ Время" из собрания Государственного художественного музея Алтайского края (г. Барнаул).

Большой выставочный проект, подготовленный специально для Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, реализуется при поддержке администрации Алтайского края  и впервые презентует москвичам и гостям столицы традиционное народное и современное искусство Алтая. Генеральным спонсором проекта выступает банк ВТБ 24.

Выставка включает в себя несколько разделов: "Традиционное народное искусство Алтая", "Иконопись", "Творчество народных мастеров Алтайского края", "Лубок", "Живопись". Большинство представленных в экспозиции произведений впервые демонстрируются за пределами Алтайского края.

Особого внимания заслуживают изделия народного искусства, собранные в результате экспедиций по Алтайскому краю. Материалы экспедиций позволяют говорить о локальных особенностях народной культуры потомков переселенцев старообрядцев XVII и XVIII веков, "кержаков" и "поляков", российских переселенцев XIX века в разных районах края. Они представляют огромный научный интерес для изучения вопросов сохранения исходных традиций, их развития и преломления в новых условиях, вопросов взаимодействия и взаимовлияния культур.

Первые экспедиции по старообрядческому Алтаю были проведены в 1968-1972 гг. Тогда в музей были привезены прялки народной мастерицы из села Верх-Уймон Агафьи Семеновны Атамановой (1860-1942), отличающиеся выразительностью форм и архаичностью росписей. На выставке также можно познакомиться с уникальными предметами русского узорного ткачества и вышивки, привезенных из сел Усть-Коксинского и Усть-Канского районов.

Иконописное наследие Алтая представлено на выставке местными памятниками конца XIX - начала XX века. Это иконы народных мастеров ныне широко известного сузунского промысла, а также творения крестьянского иконописца-старообрядца В.Ф. Балыкина из села Залесово. Большая часть икон в балыкинском наследии, как и в сузунском, - это образы Спасителя и тех "народных заступников", которые были особенно любимы в крестьянской среде: Богородицы, Николы, Георгия, архангела Михаила, Варвары, Екатерины, Кирика и Улиты. Но Балыкин неоднократно обращался и к таким сложным догматическим сюжетам как "Символ веры" и "Троица Новозаветная". Допуская иконографическое "самомыслие" в этих иконах, он предстает иконописцем, духовно осознающим не только коренные вопросы богословия, но и земного бытия.

Современное народное творчество Алтайского края, включенное в экспозицию, отражает существовавшие в Сибири традиции художественных ремесел: урало-сибирской росписи, гончарства и керамической игрушки, ткачества, декорирования обрядовых полотенец и праздничного народного костюма.

Именно народный костюм старожилов Алтая представляет на выставке большой интерес. Это богатый, разнообразный и многосложный комплекс, элементы которого отличаются особым кроем, декором, качеством материалов, спецификой сочетания между собой. Авторы коллекции костюма - Л.В. Корникова, Л.И. Клокова, Т.А. Боровцова - шли по пути реконструкции лучших этнографических образцов, доверяя вековой мудрости и художественному вкусу народных мастериц, осваивая старинные приемы рукоделия - вышивки, ткачества, низания, воспринимая в целом традицию бытования и создания народного костюма.

В XVII - XIX веках лубочные картинки были самым распространённым и любимым народом видом искусства на Руси. Но и сегодня лубок не утратил своих последователей. В коллекции нашего музея - свыше ста листов лубочной графики. Две трети из них - это современный авторский лубок, самый яркий представитель которого в искусстве Алтая - Александр Никитович Потапов. Жизнь, творчество и главные темы в искусстве этого самобытного художника-графика связаны с Сибирью и Алтаем.

Жить на Алтае и не быть художником невозможно. Уже в самом начале XX века Алтай подарил российскому искусству множество замечательных имен, среди которых признанные мастера - Григорий Иванович Гуркин (1970-1937) и Андрей Осипович Никулин (1978-1945), поднявшие своим творчеством планку профессионального искусства на Алтае на значительную высоту. Все последующие поколения алтайских художников всегда чувствовали большую степень творческой ответственности за продолжение и развитие этих высоких традиций.

На полотнах народного художника России Михаила Яковлевича Будкеева (1922 г.р.), заслуженных художников России Геннадия Федоровича Борунова (1928-2008), Федора Семеновича Торхова (1930-2012), Майи Дмитриевны Ковешниковой (1926-2013) и других мастеров кисти Алтай предстает как край гор и степей, полноводных рек и красивейших озер, больших и малых городов, старинных сел и деревень. Монументальность, экспрессия, декоративность лежат в основе современной алтайской живописи. Художники всегда стремились в своих произведениях отобразить и традиционные формы народного быта, обычаев, обрядов и показать сотворённую руками человека современную реальность, которая своей торжественностью не уступает стихийной и величественной красоте дикой, девственной природы. Раскрыть зрителю этот удивительный мир - одна из задач экспозиции.

Выставка "Алтай - Образ - Время" посвящена Году культуры в Российской Федерации.

Куратор выставки Царева Наталья Степановна,
зам. директора по научно-исследовательской работе ГХМАК
Гуркин Г.И. Маральник цветет
Торхов Ф.С. Оленья ферма Ойбок. 1969
Рама для зеркала
Гемель Л.А., Живова Л.В. Полотенце и бочонки. 2012.