Завершились мероприятия Третьего арт-проекта «Боруновская палитра»: Российская академия художеств и горизонты реализма в искусстве». 06 марта 2023 года

  • поделиться в соц. сетях

3 марта 2023 года завершились мероприятия Третьего художественно-искусствоведческого проекта «Боруновская палитра»: Российская академия художеств и горизонты реализма в искусстве», посвященного памяти прославленного алтайского художника, заслуженного художника России Геннадия Фёдоровича Борунова (1928–2008).

В 2023 году проект осуществлялся Государственным художественным музеем Алтайского края при поддержке Министерства культуры Алтайского края и Павловского историко-художественного музея им. Г.Ф. Борунова.

Традиционно проект включал в себя ряд мероприятий. 2-3 марта 2023 года на базе Художественного музея состоялась III Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Творческая личность мастера и его роль в художественной культуре региона». В работе конференции приняли участие многочисленные гости из России и Узбекистана: сотрудники музеев, художники, преподаватели высшей школы, ученые, журналисты из Красноярского и Алтайского краев, Кузбасса, Иркутской области, Республик Хакассия и Тыва.

Впервые гостями конференции стали начальник службы консультационно-методического взаимодействия с музеями Государственного Русского музея Марина Геннадьевна Красовитова (г. Санкт-Петербург) и член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е. Репина, доктор искусствоведения Светлана Михайловна Грачева (г. Санкт-Петербург). Участие в конференции столь высоких гостей подтверждает значимость проекта «Боруновская палитра»: Российская академия художеств и горизонты реализма в искусстве» для региона.

Конференция прошла под эгидой Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске.

Конференция открылась приветственными словами главного специалиста отдела культурной политики Министерства культуры Алтайского края Анны Витальевны Лебедевой и директора Художественного музея Инны Константиновны Галкиной. Доклады гостей конференции вызвали живой интерес и отклик аудитории. Первую сессию конференции открыла С.М. Грачева, рассказавшая о жанровых особенностях петербургского академического изобразительного искусства второй половины ХХ века, продемонстрировав в презентации в том числе изображения работ сокурсников Г.Ф. Борунова по Академии художеств. М.Г. Красовитова познакомила участников конференции с основными направлениями сотрудничества Русского музея и Художественного музея Алтайского края, а также поделилась перспективами развития, касающимися создания культурно-выставочного центра Русского музея на базе нового здания Художественного музея по пр. Ленина, 88. М.П. Чебодаева (г. Абакан) рассказала о художнике Д.И. Лаврове, исследователе народного искусства хакасов. Н.Ф. Артюхова (г. Кемерово) презентовала документальную повесть «Хроники рода Вучичевичей» о художнике В.Д. Вучичевиче-Сибирском. В.А. Егорышев и И.А. Шляхова (г. Новоалтайск) рассказали о жанровой живописи в творчестве алтайских художников второй половины ХХ века. И.А. Юрченко (с. Шипуново) познакомила с пейзажными произведениями в коллекциях Шипуновского музея. По итогам конференции запланировано издание сборника материалов, который будет включен в Национальную библиографическую базу данных научного цитирования (РИНЦ).

Первый день проекта «Боруновская палитра» завершился открытием выставки произведений Г.Ф. Борунова «Неизвестный Борунов». В экспозицию вошло 53 малоизвестных произведения живописи и графики из собрания семьи художника. Согласно концепции выставки, она должна открыть известного художника с новых сторон: как студента Академии художеств в Ленинграде, как любящего сына, мужа, заботливого отца, как путешественника и романтика. По признанию гостей открытия, среди которых были не только коллеги Г.Ф. Борунова, известные алтайские художники, многие из которых знали мастера лично, но и близкие и друзья семьи, выставка «омолодила» живописца. Задумка кураторов приятно удивить зрителя в полной мере осуществилась: гости с неподдельным интересом и любопытством рассматривали произведения, изучали сопроводительные тексты к некоторым из них с цитатами из воспоминаний самого художника.

Второй день конференции традиционно прошел на родине Г.Ф. Борунова, в с. Павловск Алтайского края. Для участников была организована поездка по местам, связанным с жизнью и творчеством живописца. Первой точкой маршрута стала Введенская церковь, где гостей конференции встретил ее настоятель, протоиерей Александр Липовцев. Он рассказал об истории церкви, наиболее ранние упоминания о которой относятся к середине XVIII века, о том, как в 1934 году она была разрушена. Это событие нашло отражение в работах Г.Ф. Борунова, отец и дед которого расписывали купол старого здания церкви, а мать пела в церковном хоре. Отец Александр поделился удивительной историей возведения нового храма на том же месте, а также рассказал о внутреннем убранстве церкви – кружевном декоре, для создания которого использовали технику перегородчатой холодной эмали, и образах, которые создавались при помощи ультрафиолетовой печати на листах МДФ.

Поездка продолжилась посещением Павловского историко-художественного музея им. Г.Ф. Борунова. Теплый и радушный прием гостям конференции оказали: председатель Комитета по культуре Павловского района Дмитрий Алексеевич Лынов, заведующая Павловским историко-художественным музеем им. Г.Ф. Борунова Елена Александровна Синеокая, ведущий методист музея Юлия Константиновна Цыганкова и хранитель музея Лариса Анатольевна Смилянская. Гости поездки познакомились с историей музея, историей создания картинной галереи, а также посетили постоянную экспозицию произведений Г.Ф. Борунова из собрания Павловского музея.

Финальной точкой маршрута, с остановкой у руин бывшего Павловского сереброплавильного завода (XVIII в.), стал отчий дом и мастерская художника, где участников приняли хранительницы наследия Г.Ф. Борунова – сноха живописца Елена Эриховна и внучка Виктория Александровна.

Завершилась поездка уже традиционным для «Боруновской палитры» действием: на пустой художественной палитре каждый из присутствующих гостей проекта оставил свою подпись и памятные пожелания. Традиция связана с давней историей, случившейся в январе 1984 года, когда отчий дом Г.Ф. Борунова посетили его коллеги, среди которых были не только алтайские художники, но и народный художник СССР Илларион Голицын (г. Москва) и заслуженный художник РСФСР Владимир Перцов (г. Москва). Геннадий Федорович подготовил чистую деревянную палитру, на которой, по его задумке, каждый из гостей должен был оставить автограф и несколько строк на память. В 2019 году, во время проведения Первой «Боруновской палитры» традиция была возобновлена вдовой художника, Лентиной Александровной. Инициатива была единогласно поддержана и стала доброй традицией завершения «боруновских» мероприятий.

Проект «Боруновская палитра»: Российская академия художеств и горизонты реализма в искусстве» по-прежнему остается актуальным событием, привлекающим представителей профессионального сообщества из России и стран ближнего зарубежья. Проект продолжится в 2025 году.


О проекте «Боруновская палитра» – 2019

О проекте «Боруновская палитра» – 2021